Воспитание Развитие

Рисование как способ выразить чувства

Как помочь ребенку выразить чувства и справиться с эмоциями? Оказывается, действенное решение этой задачи — простой рисунок!

В прошлый раз мы говорили о том, как расшифровать детский рисунок, сегодня же речь пойдет о конкретных техниках и способах помощи малышу. Подробнее расскажет психолог, консультант Promum и мама двоих детей Алена Волошенюк.
kid_draw
Большинство детей очень любит рисовать и с радостью это делает. Дети рисуют тем, что предлагают родители — краски, мелки, пастель, карандаши. В отличие от взрослого, ребенок не задумывается, правильно ли он изобразил, нарисовал. Ребенок видит то, что хочет. И самая большая задача родителей — не исправлять, не говорить, как правильно, не отбить желание рисовать.
kids-drawingУже с 2х-3х лет взрослые могут научить ребенка управлять своим эмоциональным состоянием с помощью рисунка. Перед тем как мы перейдем к техникам, родителям важно помнить следующее:
1) Не стоит переживать , если ребенок порвал рисунок, важно понять и спросить, что это было: злость , страх и тд , ( донести до осознания ).
2) Если же у ребенка что-то не получилось — лучше предложить дорисовать, доделать, откорректировать, пофантазировать. После разрушенного обязательно создаем новое!
3) Важно также помнить, что дети не просто рисуют, а пытаются гармонизировать свой внутренний мир. До подросткового возраста дети выражают на рисунке то, что чувствуют, если ребенок рисует все время желтым — значит так выражает радость . А вот подростки и взрослые, наоборот, рисуют много желтым — значит, радости не хватает.
image.axd
Техники которые могут быть полезны детям:
1) Раскраски. Помогают успокоится, собрать и упорядочить мир, определяют и учат держать границу. Это своего рода медитация.
2) Рисование одним цветом. Ребенок выбирает цвет и рисует им всю картину. Можно уточнить, какого цвета для него злость (обида, агрессия)? Спросите: «Ты сейчас какого цвета?» «Давай нарисуешь такой рисунок, как ты сейчас». Можно не вешать ярлыки — «ты сейчас злая», а без оценки переводить на язык цвета. Обязательно спрашивать ребенка, что нравится, что нет, т.е. поговорить о рисунке. Если не нравится — можно взять другой цвет и добавить. Эта техника позволяет осознать свое состояние , вынести во вне и увидеть со стороны.
3) Рисунки на цветной бумаге. Техника «Противоположности». Например, у ребенка плохое настроение — можно предложить рисовать синим на желтой бумаге. Грусть, боль — коричневым на оранжевой/желтой, если нужно взбодрить ребенка — оранжевым на красной бумаге и т.д.
4) Времена года. Можно предложить или задать нарисовать время года для изменения своего эмоционального настроения. Ребенок погружается в то время, то настроение, те события,которое ему нравится, и происходит переключение.
5) Лепка. Из пластилина также можно создавать, разрушать (например, конкретные ситуации из садика/школы).
6) Сказки. Их можно не только читать, но и рисовать/лепить героев, разыгрывать ситуации и тд. Если у ребенка есть любимая сказка, и он просит читать ее 550 раз, значит, она важна в данный момент, ребенок находит ответы на внутренние вопросы и получает ресурс , читайте.
И конечно же, очень важно мамам и папам не становится терапевтом для ребенка, а играть, принимать , любить, понимать .