Бьет — значит любит: недопустимое правило
Новини Виховання

Бьет — значит любит: недопустимое правило

Жестокое обращение с детьми ведет к психическим травмам. По тяжести и устойчивости последствий оно сопоставимо с травмой заложника, пленника и жертвы изнасилования. Как и любая психическая травма, насилие имеет свои последствия, которые связаны с формированием устойчивых личностных качеств.

Стоит отметить: применение любой физической силы по отношению к ребенку — это насилие. Нередко родители считают, что схватить сына за ухо или дочь за волосы — это не так уж и больно. Это правда, но эти действия — физическое насилие, которое сопряжено с эмоциональным. Подобные действия направлены не столько на причинение боли ребенку, сколько на демонстрацию власти над ним.

Люди, которых в детстве «били, и ничего!», ничем не выделяются из толпы. Более того, на лбу у них ничего не написано. Но такое поведение родителей повлияло на развитие и становление их личности. Мало кто рефлексирует во взрослой жизни. В заключение, понимает, что его агрессивность или пассивность, неуверенность в себе или недоверие к окружающим — следствие применения родителями физических наказаний. Последствия насилия в семье чаще всего бывают отсроченными. Они появляются не сразу, а через много лет, когда ребенок вырос.

Последствия физических наказаний

  1. Настороженное и недоверчивое отношение как к взрослым людям, так и к сверстникам. Ребенок, которого бьют дома за провинности, в скором времени перестает доверять окружающему миру, ведь болезненные ощущения он получает от самых близких людей.
  2. Подавленность, безразличие к окружающему миру. Часто родители подростков восклицают: «Ему же ничего не интересно!», даже не догадываясь, что инертность — следствие того, что в раннем детстве ребенка били по попе за любую провинность.
  3. Депрессивные состояния в подростковом возрасте. В целом для тинейджеров характерна хандра вследствие возрастных особенностей, но дети, подвергающиеся насилию в семье, более склонны к депрессивным состояниям, которые в тяжелой форме могут привести и к суицидальным попыткам.
  4. Жесткость по отношению к младшим детям и/или животным. Все чаще в СМИ появляются заголовки о жестоких детях, мучающих животных. Такое поведение характерно для жертв насилия, которые не могут выплеснуть свою агрессию на насильника, поэтому ведут себя жестоко по отношению к тем, кто заведомо слабее и не может дать отпор.
  5. Раннее увлечение психоактивными веществами, алкоголем, никотином. Детям, которых родители били в детстве, необходимо как-то справляться со своим эмоциональным состоянием. Поэтому они нередко прибегают к химической зависимости.
  6. Зависимое поведение в целом. Интернет-зависимость, зависимые отношения, игровая зависимость — все это может стать следствием того, что ребенка наказывали физически. Уход в зависимое поведение всегда связан с попыткой как-то изменить реальность. Жертвам насилия зависимость дарит иллюзию того, что насилия нет и не было в их жизни.
  7. Уступчивость, угодливость, заискивание перед взрослыми людьми. Дети, которых воспитывают жесткими тоталитарными методами, стараются максимально угодить взрослым, чтобы избежать наказания.
  8. Низкая самооценка. Естественно, ребенок, который подвергается физическому насилию дома, менее уверен в себе, не верит в собственные силы.
  9. Суицидальное, аутоагрессивное поведение — нанесение себе порезов и других повреждений.
  10. Низкие социальные навыки, закрытость, невозможность установления коммуникации.
  11. Преобладающие чувства — гнев и вина.

Психические травмы

Дети, которых родители воспитывали с применением физической силы, с большей вероятностью в будущем будут иметь проблемы с воспитанием собственных детей. У них чаще возникают проблемы с обучением. Кроме того, для них характерен низкий социально-экономический статус, проблемы с поиском работы, а также склонность к совершению правонарушений и преступлений.

Если эмоции зашкаливают…

Физические наказания негативно влияют и на детско-родительские отношения. Если все же в порыве гнева родитель ударил ребенка, нужно извиниться и объяснить свое поведение. Самое важное — родитель должен проговорить случившееся. Ребенок не виноват в том, что мама/папа не сдержали своих эмоций. Родители его очень любят и действительно сильно жалеют о том, что произошло.

Если же родитель решит не извиняться перед ребенком и сделает вид, что все хорошо, то у малыша закрепится четкое чувство вины и стыда. Более того, родительская фигура для ребенка является безусловно авторитетной. А значит, применение физической силы станет для сына или дочки нормой: «Раз мама может меня бить, значит, я тоже могу бить тех, кто слабее». Итог — ребенок начинает применять физическую силу в своем окружении.

Разговор о случившемся должен происходить на языке, понятном для ребенка. Нужно донести до него свою любовь. Весьма важен тактильный контакт — с малышом и подростком он должен быть разным, но он очень нужен и важен в любом возрасте.

Если родитель понимает, что бить ребенка недопустимо, но чувствует, что не в состоянии сдерживать себя, то лучше всего посетить тренинги по управлению гневом. Они проводятся во многих психологических центрах и направлены на коррекцию поведения человека в эмоционально-напряженных ситуациях.