Что делать если ребенок дерется, ломает, крушит
Воспитание

Что делать если ребенок дерется, ломает, крушит

Я в отчаянии, дайте мне йаду, опускаются руки, не знаю что делать — ребенок проявляет агрессию.

Что делать мамам в такой ситуации, рассказывает психолог Елена Коновалова

1. Перестать винить себя. “Ах, наверное, это я что-то не так делаю”. Вина (любая) провоцирует агрессивность, хоть собак, что ли, вспомните – помогает.

2. Перестать винить ребёнка. “Он мне назло!”. Не устану повторять – до семи лет ребёнок физиологически не способен делать “назло”, у него мозг не дорос.

Дальше будет немножко сложно, нужно прочитать и подумать.

“Уничтожение – это разновидность лени. И все же оно приносит удовлетворение: я ломаю, следовательно, я существую.

Есть в разрушении ощущение собственности, интимности, присвоения.

Кроме того, от большинства людей созидание требует собранности, сосредоточенности, напряжения, в то время как вандализм предлагает облегчение.” Отрывок из книги: Шрайвер, Лайонел. «Цена нелюбви».

А теперь я переведу на язык действий и понятных вопросов.

Если “крушит, ломает, бьет” –

1. Напишите (именно напишите, это важно), что у вашего ребёнка есть в жизни “своё”. Есть ли у него “своё” тело – сам ли он решает, когда и что есть, надевать ли шапку, куда и когда (пардон) писать и какать. Можно ли ему бегать и прыгать? А громко и по-разному кричать, пробуя голос?

Что есть у него “своё” в материальном мире?
Место? Комната? Он там “хозяин”, это его “детское” место?
А если честно? Он может закрыть дверь и сказать вам “нельзя!”? Рисовать на стенах? Лежать на полу голяка и катать машины под столом?
Выбирает ли он сам одежду?
Игрушки?
Режим дня?

Может ли он САМ выбирать манеру общения с окружающими? (“хорошие мальчики делятся….”, “не перебивай”, “зачем ты так расстраиваешь бабушку, она же болеет”)

Обратите внимание, на ЧТО чаще всего обращена агрессия – вот там больше всего ощущения “своего” не хватает и больше всего нужно.

2. И, “на закуску”, сложный проверочный вопрос для вас. Да-да, маме.

А что у вас жизни – по-настоящему “своё”?

Это о первой части – “собственности, интимности, присвоении”.

3. Вторая часть – облегчение. Самый доступный способ сброса невротического напряжения – разговаривать.

Но тут есть сложность – поскольку в нашей культуре дети все же – “недочеловеки”, зачастую “разговаривать” понимается как “я разговариваю – ты молчишь, слушаешь, оправдываешься, прозреваешь, само-починяешься”.

Отсюда ведь все эти “а как с двухлеткой?”, “да он ничего не может сказать”, “мамочка, я больше не буду, а потом снова”…

Сложно ломать себя.
Но попробовать стоит.
#мамаможет

Ну и убрать причину (см. П. 1), да;)