Детский кризис. Что делать?
Воспитание

Детский кризис. Что делать?

Встречал ли кто-то абсолютно послушного ребенка, который никогда не противоречит родителям и выполняет все просьбы безукоризненно? Лично я – нет, но бывают периоды в воспитании, когда твоего, пусть не всегда примерного ребенка, но с которым можно было справится, просто подменяют. Беспричинные истерики, упрямство, падения на пол, демонстративные не выполнения правил. Что это? Кризис? Характер? Пробелы в воспитании? Давайте разбираться!

Playing

Я вспомнил, что кроме мамы я еще и психолог в возрасте 1 года моей дочери. Мы отметили праздник, на котором она еще боялась отпустить мою руку при ходьбе, а спустя 2 недели я обнаружила её уверенно шагающей в сторону лестниц, не слушая мои предупреждения об опасности. Первое, что всплыло в памяти: возрастной психологический кризис .

Итак, что психология имеет в виду под « возрастным кризисом»?

Это переломные точки , отделяющие один возраст от другого. Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами деятельности.

Теории о кризисах очень спорны и, несмотря на огромную теоретическую базу, всегда остаются те, кто скажет : «А вот раньше никто не думал о кризисах и ничего , растили детей». Как психолог я  имею огромный багаж знаний и знаю, как классифицируется  кризис,  в каком возрасте наступает, какие «хитрости» помогают бороться с тем или иным этапом, но как мама наблюдаю следующее: очень много зависит от самих родителей, от их отношения и умения общаться со своим дитем. Спорить не буду, в определенном возрасте ребенок перестает вести себя привычно и «удобно», но это связано с его развитием и приобретением новых навыков и не умением успеть за взрослением и поменять своё отношение родителей. К примеру, в год моя дочь захотела есть сама, при этом обед занимал в 2 раза больше времени, а детский стульчик был похож на картину импрессиониста. Виновата моя дочь, что хочет стать самостоятельной? Нет. Возникают ли проблемы от того, что мне не нравится тратить больше времени  и убирать грязную кухню? Да.

Или вот ваш 3-х летний сын хочет идти на прогулку только в этой синей курточке и желтых ботинках, которые, во – первых, вообще не подходят, а, во – вторых, одеваются 15 мин. Что делать ? Быстро взять нужную обувь и послушать 15 мин слез и истерики ? Легко. Или спланировать так, чтобы сбор на прогулку мог занять лишнее время для самостоятельности? – Более поблематично.

фото6

А если ваша дочь в 7 лет решила, что хочет играть на скрипке ? А уроки то фортепиано ближе территориально, да и учительница кажется куда компетентнее. И вот она, вечная дилемма: уважать выбор ребенка или поощрять свое эго «я же взрослый, я знаю лучше».

Да, безусловно, в процессе роста формирования личности у детей происходят как физически, так и психологические изменения, но что если во многом кризис потому и кризис, что мы, взрослые, не успеваем с ним справляться. Ребенок изменился, а мы и не заметили.

Попробую составить общие «антикризисные рекомендации»:

  1. Научитесь слышать и слушать. Ребенок своим поведением показывает, что его не понимают. Не дайте ему это почувствовать , «активное слушанье» – в помощь. Ребенок плачет потому, что ему нельзя конфету, а мама ему : « я понимаю, ты злишься», вместо « я сказала нельзя , значит нельзя» и вот уже диалог , а не превосходство взрослого.
  2. Рамки и запреты. Формируйте запреты таким образом, чтобы их было не очень много и ребенок не чувствовал, что его зовут «нельзя» , « не тронь» , «не лезь»  и т.д.. Запрет должен быть аргументированным , четким и касаться реального риска (переходить дорогу без взрослого – категорический запрет, а съехать самостоятельно с горки ? Ну да, опасно , надо подстраховать , но категоричности я не вижу)
  3. Ложь. Как часто мы обманываем наших детей в простых вещах : «соску забрала собачка», «дядя наругает, если будешь трогать», а потом удивляемся, что дети нам не доверяют, и мы не авторитет . Вы верите людям, которые вам врут ? Я – нет. А ребенок что, не человек что ли?
  4. Доверяйте. Давайте ребенку выбор, свободу, проявите терпение. Личность ребенка не ограничивается рамками ваших комплексов и предрассудков. Быть может, вам хочется провалиться сквозь землю, когда ребенок поет посреди ресторана, ну а как насчет индивидуальности? Ведь малыш при этом горд и счастлив.
  5. Работайте над собой. Ребенок – зеркало родителей. Ваши манеры, отношение к людям, реакция на его непослушание – все отражается в дальнейшем поведении. Моя любимая фраза и девиз: « Не воспитывайте детей, все равно они будут похожими на вас. Воспитывайте себя».

фото7

Ответ на вопрос, существуют ли кризисы у детей, всегда будет неоднозначным. Как психолог, опираясь на массу работ и исследований, я скажу: «Кризису быть». Как мама отвечу: «Давайте будем успевать за развитием наших детей, доверять, давать свободу, уважать их личность и помнить, что дети развиваются и формируются, и никакие кризисы нам не страшны.