Виховання Новини Семья здорового человека

Двойные стандарты в воспитании

Что понимается под двойными стандартами в воспитании? Это нормы и правила, которые меняются на противоположные, разрушая тем самым представления ребенка о морали и норме как таковой.

Как это выглядит на практике?

Ситуация двойных стандартов встречается во многих семьях, и родители не всегда отслеживают ее. Например, мы имеем дело с двойными стандартами. Во главу угла ставится принцип «один из детей всегда зачинщик». Родитель разрешает одному ребенку обзывать другого или ломать его вещи беспрепятственно, не формируя моральные принципы у малыша. При этом положение второго ребенка противоположно: за такие же действия его строго наказывают. Это и есть двойные стандарты в ситуации реальной жизни. Они становятся двойным препятствием на пути формирования морали и мировоззрения обоих детей.

К сожалению, самым распространенным случаем двойного стандарта является разность правил и норм, предъявляемых со стороны взрослых членов семьи (мама говорит одно, папа — другое, а бабушка — третье). В этом случае также возникает несоответствие. В результате ребенок мечется меж двух огней или просто начинает игнорировать своих воспитателей, ведь их нормы не безусловны. Потому так важно приходить к единому правилу, обсуждая его предварительно и без ребенка. Чем больше будет достигнуто четкости, тем больше будет успехов в формировании представления о моральном поступке, принципах и нормах.

Ничем не лучше, когда стандарт моральной нормы становится двойным между родителем и ребенком. Например, от ребенка требуют порядка в комнате, а сами взрослые не следуют этому правилу. Но ребенок будет учиться не тому, что говорится на словах, внутренне. Он будет тяготеть к тому, что эмоционально принимается родителями и реализуется в повседневной жизни. И это несоответствие будет проявляться тем ярче, чем сложнее по реализации будет правило или норма. Мало того, у ребенка сформируется аналогичное представление: главное — все правильно сказать, а вот делать уже совсем необязательно. Поэтому правилом должно стать единство требований в семье.

Когда разные требования обоснованы

Конечно, есть ситуации, когда к детям предъявляют те же требования, как и к взрослым, но более мягко регламентируют их выполнение. Например, в семье есть правило, что каждый должен помыть за собой тарелку после еды. Но от взрослого человека потребуется качественное мытье. А от ребенка в силу его возраста и возможностей — сама попытка это сделать (даже если родителю потом придется перемывать). Это уже не будет двойным стандартом. Ведь норма транслируется, и дается время на ее усвоение. Ребенку действительно это время необходимо.

Если совсем маленького ребенка — до года — вы застанете за сломанной им вещью старшего, то объяснять ситуацию старшему ребенку нужно как есть: «Пока маленький не может понять, как играть такой сложной игрушкой, поэтому убирай ее каждый раз на место, тогда этого не случится». Если младшему уже больше года, то стоит обозначить ситуацию с учетом ее восприятия самим ребенком. Может, он и сам уже расстроен. Вы можете сказать ему, что он уже сам себя наказал, затем, подчеркнув, что так делать не стоит. Можете поискать выход из положения или показать то, что ребенку можно брать, его игрушки и место, где они лежат. Вариант решения «это нельзя, а это можно» легче принять как норму. Ведь оно дает выход для дальнейших действий.

Нельзя путать нравственные стандарты, которые едины, и, например, режим дня, который индивидуально регулируется, действительно различен у детей и взрослых, что является физиологической нормой. Но не делайте ситуацию конфликтной, подчеркните плюсы, которые есть у ребенка, создайте другую атмосферу!

Основой воспитания должна быть четкость и однозначность моральных норм и правил по своему содержанию. Форма их предъявления — степень строгости, краткость или подробные объяснения. Она подбирается индивидуально и зависит от возраста и характера ребенка.