Если хочется, чтобы у ребенка к 15-16 годам была своя голова на плечах и он ею пользовался разумно
Виховання

Если хочется, чтобы у ребенка к 15-16 годам была своя голова на плечах и он ею пользовался разумно

Влезу на табуретку и с высоты своего 22-летнего опыта родительства скажу:

Если мы хотим, чтобы у ребенка к 15-16 годам была своя голова на плечах и он ею пользовался разумно, мы должны заблаговременно дать ему поверить в то, что она у него есть и он умеет ее применять.

Для этого годам к 12 нам надо бы научиться отползать. Давать ему принимать решения – и видеть результаты и самому оценивать, совпадают ли они с тем, что он ожидал.

Уважать его точку зрения (что не означает не высказывать свою!. Но признавать, что он имеет право видеть не так, как мы)

Быть готовым много разговаривать, аргументировать – но и выслушивать контраргументы.
Уважать его границы – и иметь свои. И уметь спокойно их обозначать. Тем самым давая ему пример того, что иметь границы это нормально и уважать чужие тоже нормально.

Смирить свою тревожность и больше доверять ребенку. Транслируя ему регулярно: “я тебе доверяю, ты разумный мальчик/девочка”. Даже если поначалу это не так. Но ребенку важно знать, что ему верят и в него верят и считают его разумным. Иногда это буквально останавливает его от какой-нибудь хни.

Давать советы максимально обезличенно, в стиле: “мне эта ситуация видится вот так и я поступила бы вот так потому-то и потому-то, но ты разумный мальчик, решай сам”

И тогда есть надежда, что мы сохраним с детьми доверительные отношения, они будут уметь слышать себя, наши советы будут приниматься, потому что это советы, а не директивы.
И будет всем счастье.

Продолжаю стоять на табуретке.

А чтобы наш ребенок себе нравился в подростковом возрасте, он должен нравиться нам.

И иногда это капец, как трудно! Найти вот в этом человеке, который плохо учится, хамит, как дышит, ничем не интересуется и вообще непонятно, как будет жить, что-то, на чем можно сосредоточиться, за что зацепиться.

Но хоть одна такая черта в нем есть. Точно есть.
И вот за нее можно уцепиться. И отражать ее ему.
Например, он гасит за собой в туалете свет. И не забывает давать кошке еды. И мы периодически говорим ему как-бы невзначай: мне так нравится твое чувство ответственности! Я знаю, что я могу на тебя положиться!

И ребенок думает – ну нифига себе! Я оказывается ответственный!
А за этой чертой еще какая-то подтянется, и еще… И у человека складывается положительная картина себя. И у нас складывается положительная картина его. И так оно и накручивается.
И потом – опа, а с самооценкой у человека все неплохо!
А люди с хорошей самооценкой в среднем творят намного меньше всякой хни. И не боятся хотеть для себя лучшего. И меньше поддаются чужому влиянию.
И опять-таки, все в выигрыше.

Автор: Елена Козлова