Гендерное воспитание. Первый уровень сложности
Виховання

Гендерное воспитание. Первый уровень сложности

В современном мире исчезают границы не только на географической карте мира, но и в различиях между мужским и женским. Если ранее понятия «мальчик» и «девочка» имели четко очерченные рамки, а необходимости в особом подходе к гендерному воспитанию не было, то сегодня родителям нужно быть осторожнее со смысловым наполнением этих, уже не совсем полярных, ролей.

Как объяснить ребенку, который только недавно осознал себя и определил буквой М или Ж, сложные вопросы гендерности? Переосмысливая этот вопрос, я решила создать для себя схему действий, которая будет помогать мне отвечать на последующие неожиданные вопросы своей малышки.

Предыстория

«Кто это, мама?», – спросила меня двухлетняя дочь, показывая на мультяшную картинку женщины в журнале.

«Это тетя, доченька», – ответила я.

«А почему это тетя?», – вопрос набирал обороты.

«Как почему… Потому что у нее волосы длинные, сережки в ушах, накрашенные губы».

«А почему? Почему это тетя?», – не уставала маленький исследователь жизни.

И тут ступор. А ведь действительно, с длинными волосами каждый Х прохожий. И это может быть и тетя, и дядя. И если губная помада – это еще более-менее отличие, то сережки в ушах – вообще далеко не показатель женственной природы.

Понимаю, это не самый сложный вопрос, который я услышу от нее. Однако на данном этапе я была не готова. Ситуация ввела меня в более глубокие раздумья и поиски адекватной литературы.

Стало ясно, что гендерное воспитание в случае моего ребенка уже не плавно перешло, а телепортировалось со скоростью света в активную стадию процесса познания гендерной природы человека. Надо что-то рассказывать и как-то объяснять. Но как и что?

Делюсь шпаргалкой.

Понимание сути женского и мужского начал

Прежде всего нужно донести малышу определенные психофизиологические особенности М и Ж, которые касаются способностей и предрасположенностей. Ведь мы все понимаем, как не крути, а мужчина и женщина разные. Например, можно рассказать ребенку, что папа любит больше строить конструктор, играть с самолетами и машинками. А маме легко даются танцы или рисование и вязание. Это не значит, что мы заранее должны ограничить сферу деятельности ребенка или указать на только_мужские и только_женские профессии. Нет.

Главная задача на данном этапе – показать маленькому исследователю, что какие-то вещи даются легче мальчику, а какие-то девочке. Безусловно, малыш все это видит, наблюдая за устоями в семье.

Ведь чаще именно мама больше занимается облагораживанием дома, а папа забивает гвоздь или ремонтирует кран.

Возможно, будет неплохой идеей рассказать о таких вещах на примере животных, где отец занимает роль охранника и добытчика, олицетворяет силу и рацио, а мама – хранительница семейного лада, обеспечивающая заботу, ласку и уход.

Как бы сильно не стирались отличия между понятиями «женского» и «мужского» в современном мире, все же особенности психофизиологических процессов у М и Ж разные. И на бытовых примерах показать это ребенку будет довольно просто.

Внимательное отношение к ребенку и его склонностям

Иногда можно услышать слова родителей «Ты же мальчик, а не девочка. Перестань плакать!?» или «Ты что, доченька, зачем тебе КАМАЗ? Давай лучше куколку купим. КАМАЗы для мальчиков». Такие стереотипные выражения не должны иметь место в воспитании современного ребенка.

Каждый имеет право и на слезы, и на КАМАЗы, независимо от пола. Хотя, вынуждена согласиться, наши родители могли с нами так обходиться, а по сему такие вещи в нас уже заложены и бороться с ними порой нелегко. Однако снова примечание: мы не говорим сейчас о том, что у дочки не должно быть кукол, а мальчика воспитываем как «маменькиного сыночка».

Гендерный стереотип «девочки в розовом, а мальчики в голубом» (и все производные от него: мальчики не танцуют, а девочки не летают на самолетах) на самом деле не существует в современной жизни.

Это отголоски прошлого, нежели реалии сегодняшнего дня. Родителям нужно быть готовыми к тому, что их дочь захочет стать военным или программистом, а сын изъявит желание научиться шить одежду для моделей или танцевать в балете. Мы обязаны научиться принимать сущность ребенка такой, какой она есть. Только так можно заранее отгородить чадо от обременяющих комплексов, связанных с мыслями «я не такой, как все» или «мама и папа меня не любят и говорят, что я не мужчина» и прочее. Разве кто-то из нас желает такого бремя своему ребенку?

Откуда берутся дети?

Важный момент в гендерном воспитании – «Откуда берутся дети?». И моя дочь тоже вскоре осознанно его озвучит, я знаю. И я также знаю, что не буду говорить про капусту, аистов и прочую белиберду.

Уверена, что без лишних деталей можно объяснить ребенку наиболее правдивую версию его появления на свет.

Например, можно сказать о том, что малыш появился с маминого животика. Рассказать, что детки появляются от большой любви мамы и папы, думаю, тоже неплохой вариант. А все остальное можно озвучить позже, взирая на рост и развитие ребенка.

В мире размытых понятий сложно не ограничивать ребенка рамками. Хочется оградить его от недоразумений и принятия неправильных решений. Тем не менее, не думаю, что верным будет насаждать стереотипы и вешать якоря на детей. Однако определенные установки и подсказки, которые помогут ориентироваться моему ребенку в социальном мире, я все же вправе сделать.