Как говорить с детьми о толерантности?
Мысли Виховання

Как говорить с детьми о толерантности?

Понятие «толерантность» прочно входит в повседневную жизнь жителей развитых стран. По крайней мере так принято считать. О толерантности много говорят, но не всегда понимают значение данного термина. Давайте для начала разберемся, что же стоит за этим модным словом?

фото2

Данный термин происходит от латинского слова tolerantia — терпение, терпеливость, принятие. Философский энциклопедический словарь определяет толерантность как «терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции».

Отлично! Выходит, что толерантность – это терпимость как признак уверенности в себе и в то же время она не равна безразличию, равнодушию и не означает необходимость принятия чего-либо несвойственного данной личности: чужого мировоззрения, убеждений, образа жизни, политической или религиозной принадлежности и т.д. В Уставе ООН быть толерантным означает «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».

фото4

С терминологией мы, пожалуй, разобрались. Но если мы живем в развитом и толерантном обществе, откуда же берется тревожная информация о возрастающей детской жестокости?! Ответ лежит на поверхности. Дети не становятся жестокими сами по себе: такими их делают воспитание и окружающая среда. И если на среду не всегда можно повлиять, то задуматься о методах воспитания – первостепенная задача родителей.

Нередко дети смеются друг над другом, и зачастую это совсем не безобидные шутки. Смеются над «не такими» именем или фамилией, над внешним видом, поведением… да мало ли еще над чем. Психологи, работающие с проявлениями детской агрессии, часто находят ее истоки именно в семье, в родительском воспитании. Дети слышат разговоры взрослых, сплетни, обсуждения или обсуждения различных людей, ремарки и шутки в адрес других (например, за рулем автомобиля) и постепенно, понемногу, не в один день усваивают подобного рода систему оценок как норму. Критикой по отношению к окружающим изобилуют и СМИ. Это только кажется, что ребенок занимается своими делами под выпуск новостей.  Кроме того, социальные сети и бесконтрольный доступ детей к циркулирующей в них информации, система оценок в виде лайков и баллов косвенно влияют на развитие нетерпимости по отношению к других людям.

фото3

Что же делать взрослым? Вот несколько важных шагов, с которых стоит начинать воспитание толерантности в детях.

  1. Самое важное – неплохо бы стать для своих детей образцом терпимости по отношению к другим: не обсуждать, не осуждать других людей, не делать резких и частых оценочных суждений.
  2. Знакомить детей c географией, с различными культурами и языками, читать вслух сказки народов мира.
  3. Рассказывать о различных религиях и связанных с ними особенностях поведения.
  4. Минимизировать воздействие на ребенка СМИ и социальных сетей.
  5. Учить милосердию, уважению к слабым: кормить бездомных животных, помогать пожилым людям (начиная с собственных бабушек и дедушек), взять на себя посильные волонтерские обязательства.
  6. Участвовать в просветительских мероприятиях для детей и юношества не тему толерантности. Например, в фестивале «Единство и толерантность».
  7. Дать представления о людях с особенностями в развитии и о необходимости терпеливого отношения к ним. В этом родителям может помочь наша подборка книг: Недетские темы для детей.
  8. Рассказывать детям о великих людях, имеющих те или иные особенности во внешности или в развитии.

Например. 

  • Великий ученый Альберт Эйнштейн ужасно учился в школе и многие сомневались в его полноценности (даже родная мать).  У него была огромная голова и странная с точки зрения обывателя внешность.
  • Гениальный изобретатель Константин Эдуардович Циолковский был с детства глухим, имел чудаковатый вид и всегда носил с собой огромную самодельную слуховую трубу.
  • Стивен Хокинг страдал параличом, но это не помешало ему стать великим ученым-физиком, изобрести и отцом здоровых детей.
  • Отсутствие рук и ног не помешало Нику Вуйчичу стать отцом здоровых детей и изветсным оратором, поддерживающим и мотивирующим  множество людей по всему миру к активизации в них поиска смысла жизни и развития способностей.
  • Актер и поп-звезда Джастин Тимберлейк  детстве был слабаком и не играл в футбол, как это было принято в его школе. Его постоянно унижали за то, что он увлекался музыкой и искусством.

фото3

Немаловажно донести до детей следующую мысль: люди не виноваты в том, что они другие. Кроме того, это не вина, а ОСОБЕННОСТЬ, не отменяющая их личностных качеств и права на хорошее к ним отношение.

Ольга Боровская