Виховання Новини

Как говорить с детьми

Родители переживают за своих детей и желают им только добра. Однако некоторые взрослые переживают так сильно, что из-за своих эмоций не могут подобрать нужных слов, чтобы правильно донести до ребенка свои мысли и при этом не обидеть его. А ведь на самом деле это несложно. Главное — следовать простым правилам, которые помогут найти с детьми общий язык.

Правило первое: обсуждайте не ребенка, а его поступки

Дети очень эмоциональны, чувствительны, ранимы и хотят, чтобы родители гордились ими, поэтому тяжело переносят критику. К тому же не все дети понимают намеки и воспринимают слова взрослых буквально.

К примеру, когда родители говорят: «Горе мое», «За что мне такое наказание?», то они хотят донести до ребенка информацию о том, что он сделал что-то не так и должен исправиться. Но дети еще не умеют выстраивать логические цепочки. И подобные фразы воспринимают буквально: «Я горе для мамы/папы». 

Поэтому родителям лучше разговаривать с детьми на понятном им языке, и обсуждать не самого ребенка, а поступок, который он совершил. К примеру, если ребенок получил на уроке двойку, то родителям рекомендуется в спокойной обстановке выяснить, почему это произошло, что помешало выполнить задание учителя. Такой разговор позволит установить доверительные отношения, и в будущем ребенок не будет бояться обсуждать с вами свои проблемы, потому что будет знать, что вы ему поможете их решить, а не просто раскритикуете.

Правило второе: не сравнивайте 

В разговорах с детьми нельзя их сравнивать с другими детьми или вообще с кем-либо. Часто можно слышать такие фразы: «Вова всегда приходит домой вовремя, а тебя не дозовешься», «Маша отличница, а для тебя тройка — достижение». Подобными фразами родители только понижают самооценку ребенка, он понимает, что хуже остальных детей. А ведь родители всего лишь хотели сказать, что ему надо научиться следить за временем и больше заниматься.

Поэтому правильнее, например, сказать так: «Пожалуйста, будь пунктуальным, старайся приходить в то время, о котором мы договариваемся — это очень важно». Затем можно выяснить, по какой причине ребенок задержался. И разговор нужно вести спокойным тоном, не повышая голос.

Конечно, приводить положительные примеры, на которые ребенок мог бы ориентироваться, можно и нужно, но без сравнений. Допустим, фразу можно построить так: «Пунктуальность — это качество дисциплинированных людей. Например, твой папа всегда приходит вовремя — коллеги ценят его за это, потому что в пунктуальности проявляется уважение к другим людям».

Правило третье: не обвиняйте ребенка в неудачах

Дети только учатся жить, поэтому неправильно ожидать от них того, что уже умеют взрослые.

Сгоряча родители могут сказать: «Сколько тебя ни учи — все без толку», «Что ты опять натворил?» А между тем ошибки детей — это на самом деле ошибки родителей. Ведь дети умеют ровно то, чему их научили. Ну а если ребенок медленно усваивает, так это тоже не его вина. И критикой можно добиться лишь того, что ребенок вообще перестанет делать то, что у него плохо получается, у него будет низкая мотивация, неуверенность в своих силах, безынициативность.

Поэтому родителям рекомендуется заменять привычные фразы, например, на такие: «Давай попробуем сделать это еще раз, я тебе помогу», «Попробуй еще раз, у тебя обязательно получится!», «Я очень радуюсь твоим успехам» (эту фразу надо говорить даже при незначительных успехах).

Правило четвертое: ребенок полноценный член общества

Взрослые не любят, когда дети вмешиваются в их разговоры. И могут сказать: «Не суй нос, куда тебя не просят». 

Безусловно, дети не должны присутствовать при взрослых разговорах. Но это не означает, что их надо унижать, когда они из-за любопытства вмешиваются в беседу.

Обидные фразы, которые в будущем могут вообще отбить у ребенка желание участвовать в каких-либо обсуждениях и спорах в компаниях, лучше заменить на такие, которые не унизят ребенка, но объяснят ему его ошибку: «Твое мнение важно для нас, но сейчас у нас очень важный взрослый разговор, и дети не должны участвовать в таких беседах».

Ну а если папам и мамам принципиально, чтобы ребенок вообще не слышал каких-либо обсуждений, тогда его можно заранее попросить какое-то время не входить в комнату.

Если же разговор не особо важен, то ребенку можно разрешить находиться в комнате и высказываться. Потому что даже первоклассники уже чувствуют себя взрослыми и хотят, чтобы их мнением интересовались.

Правило пятое: не убивайте словом

Все знают, что словом можно убить, а можно и спасти человека.

Поэтому если родители не хотят вырастить из ребенка неудачника, неуверенного и несамостоятельного человека, то они не должны говорить: «Без разрешения никогда ничего не делай!»

После таких фраз ребенок в лучшем случае обидится на родителей, а в худшем  — перестанет верить в себя и свои силы. А ведь всем родителям хочется, чтобы их дети были уверенными в себе и самостоятельными.

Разумнее говорить так: «Давай обсудим, а потом ты сделаешь сам», «Ты очень самостоятельный — я тобой горжусь!»

А еще родители не должны критиковать внешность детей. Лучше записать ребенка в секцию, театральный кружок, готовить ему вкусную и здоровую еду и вместе радоваться достижениям.

Важно помнить, что для ребенка родители — это не просто мама и папа, а главные люди в жизни. От них он ждет защиты, помощи, советов, но никак не унижений и критики.

Поэтому родители должны исключить из общения с детьми такие фразы, как: «Уйди с глаз долой», «Это твои проблемы», «Как ты мне надоел». Что бы ни случилось, нужно найти в себе силы и сказать: «Я тебя люблю. Давай разберемся вместе!»