Виховання

Как мотивировать ребенка правильно распределять время

Часто ли вы задаете себе такой вопрос? Думаю, да. Возможно, по-другому поставлен. Но, смысл тот же. Как научить управлять временем ребенка? Как заставить его убираться, быстро собираться, не заигрываться и так далее?

На самом деле, у детей все точно так же как и у взрослых.

То есть, если ребенок понимает, зачем ему это делать, тогда все будет именно так, как вы этого хотите. А вот если он не понимает смысл своих действий, то и неудивительно, что у него отсутствует интерес и стимул их выполнять.

Давайте пойдем дальше. Я утверждаю, что ребенок может полностью управлять своим временем, понятное дело, не без поддержки родителей, но может. Ведь управлять своим временем – это осознанно управлять изменениями вокруг себя. И ребенок может это делать уже с 2-х лет. А родители, хотят или нет – влияют на то, как это делает их ребенок.

motiv2

Если родители любят чистоту и придерживаются порядка в доме, то и ребенок будет это делать, следуя примеру родителей. Если родители любят читать книги, а не играть в компьютере и планшетах, тогда и ребенок будет хотеть того же. Быть как родители – основа мотивации ребенка. Это первое.

Следующее, ребенок должен понимать, какой от него хотят получить результат, как он его может обеспечить и зачем он должен это сделать. Ведь родители часто считают, что ребенок по умолчанию должен понимать, чего от него хотят.

Недавно я предложила своей семилетней дочери сделать уборку, на что она бурно отреагировала, что не будет этого делать, потому что папа сказал, что мы ее будем делать завтра. Я объяснила, что завтра это невозможно по явным причинам. На что моя дочь обиделась и надулась. Когда я спросила, в чем дело, в ответ услышала, что у нее вредные родители. На вопрос, почему она так решила, она ответила, что папа обманщик, а мама заставляет. Вот вам и ситуация.

Я могла бы расстроиться, обидеться и ругать ее за такое поведение. Но, это было бы в случае, если бы я не была готова работать над воспитанием ребенка. Я усадила ее напротив себя и начала объяснять, что если мы сегодня уберемся, то завтра у нее будет много времени для игры, лепки снежной бабы и прочее, а папа просто не знал, что есть такая возможность. Она сразу просияла и попросила объяснять ей и дальше. Я напомнила, что я всегда так делаю, и она согласилась и побежала вытирать пыль.

motiv3

К чему я этот пример привела? Часто именно отсутствие информации вызывает у ребенка нежелание что-либо делать. Родители, общайтесь со своими детьми и вы будете удивлены тем, что очень часто мотивация лежит на поверхности, а мы сами ее игнорируем.

Вы можете сказать, а что если в данном конкретном случае есть домработница или кто-то еще убирается в доме, как тогда быть. Тогда пусть ребенок приобщается к поливанию цветов, поддержанию чистоты, учиться не мусорить. Здесь уже воспитывается другое понятие – уважение к чужому труду. Я, в свое время обращалась к домработнице, чтобы та привлекала ребенка к уборке, и они обе замечательно справлялись.

Хочу отметить, что дочка обиделась еще и потому, что сместилось время уборки. Мы часто считаем, что дети ничем не заняты – это ошибочное мнение. Они тоже что-то планируют и это для них важно, даже если вы считаете иначе. Уважайте время ребенка и не приказывайте, а предупреждайте заранее.

Особый момент – если результат ребенку интересен, то это очень сильная мотивация. Только не говорите ему «Уберешь – будет чисто» – это его не мотивирует, найдите другой стимул, т.е. к чему приведет или может привести такой результат. Например, если ребенок будет знать, что выполнение домашнего задание даст ему возможность не просто получить хорошую оценку, потом учиться в хорошем институте, позже хорошо зарабатывать и иметь классную машину, но и, как вариант, осуществить мечту, то это тоже будет мотивацией.

motiv4

Мотивацией для того, чтобы что-то делать всегда есть цель. И цель у разного возраста и разного пола может и должна быть разной. Только важно понимать, что для ребенка цель должна быть осязаемой. Если ребенку сказать, что если ты будешь делать то-то и то-то, будешь хорошо зарабатывать – сразу скажу, эта идея обречена на провал. Детям нужна конкретика. Хорошо зарабатывать для них не информация. Информацией будет дом, машина, здоровые зубы.

Я знаю, что у многих родителей есть сложности с тем, что ребенок ест слишком много сладкого. Он просто не понимает, почему нельзя. Если вы скажете, что зубы будут больные – это также неверно.
Во-первых, важно правильно формулировать ответ: «могут болеть зубы», чтобы не программировать на реальную проблему.

А во-вторых, покажите последствия – очередь у стоматолога и объясните, почему вы ходите только на профилактику, а другие постоянно лечат зубы, объясните, от чего может живот болеть и так далее. Только не надо запугивать и рассказывать страшилки о докторах. Говорите о реальных вещах и дайте понять, что все зависит от решения самого ребенка. Таким образом, вы «два зайца убьете»: и мотивацию обойтись без конфет и сладкого повысите, и ответственность ребенка увеличите.

Поймите, что мотивация сама по себе не возникает. Мы взрослые тоже не всегда умеем ее увидеть, это не каждому дано. А ребенку необходимо указать путь обязательно. И когда ребенок спешит сделать уроки, потому что только после этого у него есть возможность поиграть, то это заслуга вашей работы.

motiv5

Часто родители сами сбрасывают с себя ответственность, утверждая, что их ребенок ленивый, бездарный и прочее. Это не так. Ваш ребенок – это ваше зеркало. И если вам что-то в нем не очень нравится, то разверните свое внимание на 180 градусов и рассмотрите это ЧТО-ТО в себе. Я знаю, что эта мысль неприятная, что кажется, что все это не так. Но, возьмите на себя смелость и ответственность посмотреть правде в глаза. И это будет первый шаг на пути решения проблемы мотивации вашего ребенка.

Еще один важный момент: когда ваш ребенок делает что-то впервые, не бросайте его в трудную минуту. Ему нужна ваша помощь и поддержка. Дайте ему это. И не ждите, что он с первого раза все поймет и правильно сделает. Не критикуйте его. Будьте терпеливыми. Вспомните себя, когда вы делали что-то впервые, например, когда вы впервые сели за руль. Ощущение беспомощности, страх и паника, скорее всего, присутствовали. Вряд ли вы завели двигатель и просто поехали по городским улицам без ошибок.

Иногда ребенок переспрашивает, казалось бы, очевидные вещи, которые вы ему буквально «разжевали». Не сердитесь, он просто хочет вашего внимания и поощрения – задайте ему встречный вопрос «А ты как думаешь?» – он сам вам все расскажет. А вы обязательно дайте ему подтверждение, что он все понял правильно, а когда будет результат, что все сделал правильно.

Итак, мои рекомендации.
• Узнайте, чего ваш ребенок хочет, и привяжите необходимые действия сегодня к его цели в будущем.
• Покажите, какие могут быть результаты в зависимости от действий ребенка и что они ему дадут, и к каким последствиям приведет их невыполнение.
• Общайтесь с ним. Объясняйте, зачем что-то надо сделать.
• Демонстрируйте все на собственном примере.
• Спрашивайте его о его собственных решениях и выводах. Советуйтесь с ребенком.
• Будьте всегда честны с ребенком – дети чувствуют, когда их обманывают, и в этот момент вы теряете его доверие.
• Уважайте время и мнение вашего ребенка.
• Не отпускайте ребенка обиженным. Всегда выясните и устраните причину обиды.
• Делитесь своими успехами и поражениями.
• Поддерживайте его в его начинаниях.
• Давайте подтверждения его словам и делам.
• Мечтайте вместе с ним. Это больше чем просто мотивация – это мощная движущая сила доверия и уважения.
• Будьте терпеливыми по отношению к своему чаду. Ребенок будет вам предан и будет прислушиваться к вам.
Успехов вам и мотивации в достижении цели!