Как не «сломать» ребёнка воспитанием. Колонка Лены Борисовой
Воспитание

Как не «сломать» ребёнка воспитанием. Колонка Лены Борисовой

Главный вопрос родительства “Как правильно воспитывать ребенка?” еще совсем недавно даже не возникал в головах.  Только в последние несколько десятилетий благодаря развитию и популяризации психологии как науки появилось понимание, что первые годы жизни — ключевые в жизни ребенка и все, что будет впитано в это время, скажется на дальнейшем его благополучии. Этот же процесс одновременно спровоцировал постоянную тревогу родителей о собственной роли и последствиях воспитания, в которой родитель в первую очередь — живой человек, который может допускать ошибки. Своими мыслями о том, в чем все же заключается роль родителя и почему ни одна из методик воспитания не работает на сто процентов, делится управляющая семьи ресторанов Димы Борисова, многодетная  мама и амбассадор бренда KIDSLINE Лена Борисова.

«Ты же любишь маму, учись на одни пятерки», «Другие дети как дети, только у тебя все из рук валится», «Что значит не хочу, всё ты хочешь!» и еще тысяча фраз, которые острыми зарубками, гулким эхом остаются в детской памяти, к счастью, слышаться все реже. 

В начале 21 века взрослые начали догадываться, что ребенок – это личность, а не робот, который должен беспрекословно подчиняться желаниям родителей, помогать им реализовать их амбиции и, главное, быть удобным. И сразу на другом полюсе родительской системы координат замаячил еще один страх: «А точно ли я все делаю правильно? А вдруг вот тот случай, когда я совсем измоталась на работе и не похвалила ребенка за красивую картинку, что-то в нем сломает? И он вспомнит про это через 15 лет в кабинете у психотерапевта?».

И вообще, как быть, если вот только детей воспитывали по Споку, а потом оказалось, что так нельзя. Только говорили, что «после трех уже поздно», а потом оказалось, что методики раннего развития спорные по эффективности. Чему верить? «Пяти языкам любви», «теории привязанности», новому курсу нейропсихологии? 

 

Человек слишком сложно устроен, чтобы хотя бы у кого-то в мире был ответ на этот вопрос. Поэтому, мне кажется, что путь к счастливому материнству начинается с отказа от попыток «быть идеальной мамой» и принятия того факта, что мир многообразен, дни и ситуации случаются разные, без конфликтов и огорчений невозможен рост, но каждая мама – по умолчанию лучшая мама для своего ребенка.

Все методики воспитания – это не руководство к действию, а помощники в том, чтобы лучше понимать и себя, и ребенка, но всегда ориентироваться на свои чувства. Они точно не подведут. 

Вот несколько моих «правил воспитания», которые, возможно, кому-то помогут и вдохновят.

1. Первое правило воспитания: не воспитывайте детей, воспитывайте себя

С каждым ребенком я убеждаюсь в этом все больше. Обычно под воспитанием детей подразумевают две вещи: как сделать ребенка удобным для взрослых, либо как за счет ребенка реализовать какие-то свои амбиции, чтобы, сравнивая своего малыша с другими, удовлетворенно думать: «читать научился раньше всех в садике», «совсем не ленится, все успевает», «а вот через год еще и на шахматы отдам». И кажется, что все это из лучших побуждений. 

Только где в этом ребенок? Его желания? Его выбор?  Ребенок – личность, целая Вселенная, а не инструмент, который нужно «настроить» под себя, чтобы соответствовал представлениям о том, как надо.  

Вот это признание за ребенком права быть собой, живым неидеальным человеком, с разными чувствами и эмоциями, которые он только учиться понимать, выражать и контролировать – один из самых важных шагов. И этот шаг должны сделать взрослые, иногда, сами предварительно проработав какие-то свои страхи и травмы, чтобы не передавать их по цепочке дальше. 

Жить в гармонии с собой и друг с другом, безусловно любить и не стремиться быть идеальными – лучшее из того, что родители могут сделать для воспитания детей. 

2. Создавайте пространство для развития и давайте право на ошибку

Дети любознательны, они учатся так быстро, как давно уже не могут взрослые. И иногда лучшее из того, что можно сделать – не мешать и не подгонять. Не сравнивать. У каждого ребенка свой внутренний таймер. И чтобы появился новый навык, можно и нужно делать ошибки. 

Наши с Димой дети очень самостоятельные в быту. Практически с самого младшего возраста они убирают за собой стола, застилают постель и так далее. Часто, когда ребенок пытается помыть чашку или завязать шнурки, хочется поправить, сделать вместо ребенка, чтобы получилось быстрее и точно никто ничего не разбил. Намного сложнее – показывать, как нужно, и терпеливо наблюдать за неудачными попытками снова и снова. Зато каждая минута такого терпения силы и экономит время потом, когда дети базово могут себя обслуживать. Особенно это важно в таких многодетных семьях, как наша. 

3.  Правила семьи – это правила для всех

Мы даем детям очень много свободы в том выборе, который они могут сделать в силу своего возраста, но, конечно, как взрослые, мы на 100% отвечаем за безопасность и комфорт каждого члена семьи. У нашей семьи есть четко прописанные миссия, ценности, правила. Мы их принимаем и обсуждаем вместе. Важно, что это не «правила игры», которые взрослые придумывают для детей, это правила которые касаются всех. И из этих правил не бывает исключений, иначе вместо основы, которая помогает всех членам семьи развиваться и взаимодействовать, получится хаос из двойных посланий.

Например, одно из правил касается того, что все в семье ведут активный образ жизни. Важно, что это не просто декларация какой-то цели, галочка, напротив которой никогда не будет поставлено «сделано», это отражения нашего стиля и качества жизни. Я серьёзно занималась легкой атлетикой, сейчас каждый день начинаю с йоги, хожу на пилатес. Дима не представляет зиму без сноуборда, а дети без вейк-серфа. Дети видят это и тоже могут выбрать занятие по душе, а мы их в этом поддержим. Чем именно заниматься – вопрос предпочтений каждого ребенка, но то, что все занимаются в той или иной мере спортом – выбор и ответственность взрослых. 

Или вопрос о гаджетах. Мы очень четко регламентируем экранное время для всех. Для детей до трех лет – максимум какой-то мультфильм на большом экране, который мы предварительно выбрали, или поход в кино. Для дошкольников – 20 минут с гаджетами в день, для школьников – 15 минут утром и час вечером, в качестве поощрения за выполнение домашнего задания. В школу – без смартфонов, для связи есть простые кнопочные телефоны. Так как правила четко прописаны и касаются всех, то, в принципе, не возникает конфликтов по поводу их соблюдения. Но и мы с Димой также стараемся минимально взаимодействовать со смартфонами, когда мы дома.

Было бы странно, если бы мы, постоянно сидя в телефоне, запрещали это делать своим детям. 

4. Семья – это место безусловной любви и безопасности

Одна из главных идей, которую мы стараемся донести детям: наша любовь к ним безусловна. Мы можем испытывать разные эмоции и проживать разные ситуации, но что бы ни произошло, наша любовь – безгранична, и дети всегда могут честно рассказать обо всем, что происходит, а мы со своей стороны дадим им максимальную поддержку. Важно, что дом, семья для всех были место абсолютной безопасности и принятия.”