Воспитание Мнения

Кризис трех лет: выжить любой ценой

В распоряжении родителей сегодня курсы и книги на любой вкус. Но ничто не сможет реально подготовить к самым сложным периодам. Некоторые из них, такие как колики или режущиеся зубы, нужно просто пережить. А в некоторых — нужно выжить. Кризис трех лет многие называют одним из самых трудных переходных периодов. Просто знаний недостаточно. Чаще нужно железное терпение. А иногда и валерьянка. Но поговорка «предупрежден — значит вооружен» не теряет свою актуальность. Сегодня знаниями, и что более важно — личным опытом, делится психолог Мария Козлова. Как это может быть и что делать — читайте. Но коньяком валерьянкой все равно запаситесь.

Хочу какао, но нет

На днях мы с сыном не могли выпить какао. Хотели, но не могли. Целый час происходило что-то непонятное, сопровождавшееся его падениями на пол, плачем, криками, обниманием, примирением… и снова по кругу. Он хотел сделать какао сам, мы достали стакан, молоко, какао, ложку… и в этот момент раздался первый крик. Что происходит, я не понимаю. Говорит, что не хочет так, нужно вернуть все на место. Ставлю все на свои места — снова крик, нужно делать какао. Он хотел какао, но без моего участия. При этом я должна держать его на руках, но ничего не трогать. Но одновременно достать ему все необходимое. И вот он хочет это злосчастное какао, но не хочет. К концу мы оба обессилены. И в недоразумении.

Это один из немногих случаев. Иногда смешно. Но чаще нет.

Давайте разберем один из самых противоречивых и тяжелых возрастных этапов развития детей — кризис трех лет. Все ли можно назвать кризисом? Обязательно ли это так тяжело? У всех ли детей он проходит так «страшно», как описывают многочисленные статьи? И что же делать родителю в этот период?

Почему это происходит

В таких ситуациях вполне естественно, что родители ищут причины подобного поведения своего ребенка: чтобы понять, разобраться и построить свою линию взаимодействия. Но при обилии информации в современном мире, легком и быстром доступе к психологической и педагогической литературе можно просто растеряться и не найти действительно нужного.

С другой стороны, многие родители значительно упрощают происходящее, сваливая все в единое, например: «это у нас животик», «это на погоду он такой» или «у него кризис сейчас». Этим злоупотребляют и люди, популяризирующие психологию, концепции воспитания и педагогику. Нельзя однозначно сказать, что именно повлияло на поведение вашего ребенка — все индивидуально и зависит от многих факторов.

Психологический аспект

Кризис трех лет — это этап, граница между ранним возрастом и дошкольным. Это разрушение старой системы отношений, ее пересмотр. В этот период начинает выделяться «Я» ребенка, и тем самым он отделяется от взрослых, пытаясь установить новые отношения с ними.

Впервые этот период был описан австрийским психологом Эльзой Келер в 1926 году в работе «О личности трехлетнего ребенка» и рассматривался как нечто негативное, «болезненное». Но со временем другие психологи начали интерпретировать этот период с позитивной стороны (например, советский психолог Л.С. Выготский).

Теперь же кризис трех лет рассматривается как формирование принципиально новой системы социальных отношений ребенка с миром с учетом его возрастающей самостоятельности. В каждом негативном проявлении (которые так пугают многих родителей) стоит формирование чего-то нового, что отражает появление определенных возможностей ребенка.

В основе кризиса находится противопоставление двух течений: стремление принимать участие в жизни взрослых, но без необходимых (еще не сформированных) для этого навыков, и утверждение своей позиции, своей самостоятельности.

Семь кругов кризиса

Какие же основные негативные проявления могут быть в этот период? Чаще всего выделяют семь характеристик. Зная их, можно понять, что именно происходит с ребенком и как меняется структура его поведения.

Негативизм. Очень часто дети отвечают «нет» в самых неожиданных ситуациях. Не соглашаются совершать даже привычные, а иногда и любимые действия. И особенность здесь в том, что отрицательный ответ появляется не на само действие, а на то, что об этом просит взрослый. Чаще всего негативизм избирательный, и может направляться на конкретного взрослого. Главная причина такой реакции — сделать наоборот, не подчинится, настоять на своем. Даже в ущерб себе. Особенность этой характеристики в том, что ранее (до трех лет) поведение ребенка основывалось на импульсивных желаниях. Теперь же он учится поступать вопреки своим желаниям. Важность такого проявления — ребенок учится не только поступать в соответствии со своими желаниями, а руководствоваться более сложными мотивами.

Упрямство. Ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ОН это требует. Так формируется отстаивание своих желаний и потребностей, тот самый стержень личностного формирования.

Строптивость. Безличностна, направлена вовне — против всего устоявшегося, против норм и правил.

Своеволие. Это стремление к отделению от взрослого, поступки, которые сформированы только волей ребенка.

Обесценивание. Здесь и потеря интереса к любимым занятиям и играм, обзывание и драки с родителями, протест против секций и занятий. Обесценивание всего, что было столь любимым ранее.

Деспотизм. Стремление подчинить себе поведение родителей. Может проявляться в ревности, агрессии и конкуренции за внимание родителей, их заботу. Особенно проявляется, если есть братья или сестры.

Бунт или протест. Проявляется в конфликтах и ссорах с окружающими.

Ложка меда

Безусловно, помимо негативных проявлений есть и положительные приобретения, которые являются новообразованиями ребенка. Именно в этот период ребенок начинает использовать местоимение «Я» вместо обращения в третьем лице. Начинается путь формирования собственной личности, отделение от других. Это интересные преобразования. Родители видят, как на глазах их маленький ребенок взрослеет.

Также появляется гордость за свои достижения и успехи, стремление достичь определенного результата в собственной деятельности. Взрослый становится образцом, и при этом ребенок очень чувствителен к оценке своего поведения, что связано с обострением чувства собственного достоинства. Именно формирование гордости является первой ступенькой в появлении такого качества, как потребность в социальном признании.

Что делать и как спасаться

Главная задача родителя — вовремя перестроиться. Именно от той позиции, которую займут родители, зависит и интенсивность проявлений этого периода, и качество тех новообразований, которые должны появиться.

Основная причина негативных проявлений этого периода в том, что родители не поощряют самостоятельность и инициативность ребенка, ограничивают ее, не давая проявить свои возможности и испытать собственные силы.

А теперь вопрос, который волнует многих родителей: обязательно ли будет проявление всех этих характеристик во время кризиса?

Ответ — нет. Есть дети, которые проходят этот кризис достаточно спокойно, но только при условии, что родители смогли отнестись к происходящему с пониманием и выстроили гармоничную линию воспитания.

Еще интенсивность проявлений зависит от темперамента ребенка, от типа нервной системы, от атмосферы в семье, от социальной ситуации, в которой находится ребенок, от возможностей проявлять себя.

И вовсе не обязательно, что будут все семь негативных проявлений. Во многом протекание кризиса зависит от той позиции, которую займут родители. Если родители смогут поддержать ребенка, создать ему условия для проявления его новых качеств, позволят испытывать свои возможности — кризис пройдет мягче и спокойнее. Пресекая, высмеивая и обесценивая желания ребенка, мы только усилим его негативизм и стремление отстоять себя.

Новые возможности против старого уклада

Кризис трех лет — это перестройка тех социальных отношений, которые были у ребенка раньше, изменение их на качественном уровне и вплетение в них себя как самостоятельной единицы. Именно развитие самостоятельности позволяет разрешить противоречия между устоявшимся укладом жизни и новыми возможностями, которые появляются у ребенка.

В этот период появляется «Я»-самосознание ребенка, формируется его воля.

Осваиваются социальные нормы, соотносятся собственные желания с возможностями и границами социальной дозволенности (хочу — могу — должен). И родителям важно создать для ребенка ту сферу и ту деятельность, где он сможет проявлять свою самостоятельность и свои возможности.

И помните: детям всегда сложнее, ведь они не знают, что с ними происходит. Поэтому главная задача взрослого — быть рядом, любить и поддерживать.

Практикующий психолог, мама, Insta-блогер