На что ваш ребенок потратит 10000 гривен
Виховання

На что ваш ребенок потратит 10000 гривен

Стоит ли давать детям деньги? С какого возраста? Платить или нет за работу по дому? Сегодня ответить на эти и другие вопросы поможет Евгения Гайдай, детский психолог. Читайте о планировании детского бюджета и приобщайте ребенка к финансам.

Когда-то давно один папа спросил меня, зачем ребенку давать деньги? Он объяснял свою позицию так: «Моему сыну восемь лет, я сам могу купить все, что ему необходимо. На что еще ему нужны деньги?» Другие родители оживились. Выяснилось, что многие беспокоятся, на что будут тратить деньги их дети. Тут важно родителю точно сформулировать свою тревогу относительно трат ребенка. Как правило, когда сыну или дочери 12–16 лет, родители опасаются, что деньги могут быть потрачены на сигареты, алкоголь, легкие наркотики. Теперь давайте вспомним, сколько детей из неблагополучных семей выпивают, употребляют наркотики. Вряд ли в таких семьях дети имеют собственные деньги. Скорее, в этом случае они добывают средства другими, не совсем приемлемыми способами.

Вспомним, когда дети начинают интересоваться деньгами. Понятно, что все очень индивидуально, но в среднем это 4–5 лет. Если бы у детей в этом возрасте, и даже в 7–9 лет, были собственные деньги, согласитесь, они вряд ли уходили бы на алкоголь и сигареты.

Важно сказать и о том, как чувствует себя ребенок в кругу сверстников, у которых есть карманные деньги, а у него нет. Он даже может начать красть деньги у родителей, чтобы не чувствовать себя изгоем или не избегать общения с друзьями, стыдясь, что у него нет собственных денег.

Игры с деньгами

Умение планировать свой бюджет, жить по средствам и определять приоритеты формируется до того, как мы начинаем зарабатывать деньги. Возможно, кто-то не согласится, но возраст 5–10 лет наиболее безопасный, чтобы учиться распоряжаться деньгами. Родители любят повторять общие непонятные детям фразы: «Это слишком дорого», «Нам еще платить за аренду квартиры», «Она расточительна»все это звучит обобщенно и не очень понятно детям 5–7 и порой даже 10 лет. Когда мы говорим ребенку: «Это слишком дорого», хорошо бы разъяснять, что, например, мы можем купить продукт или услугу дешевле, а остаток потратить на что-то другое, и приводить конкретные примеры. Важно говорить с детьми о том, какие последствия ждут семью, если все деньги спустить на развлечения и игрушки. Мы даже играли так с детьми — фантазировали, сколько и чего купил бы себе ребенок, допустим, на 10 000 гривен. Такая игра всегда сопровождается большим оживлением и интересом. Здорово, когда в нее включаются взрослые и рассказывают, что купили бы они. Потом мы обсуждаем, как жить дальше, когда деньги все истрачены. В этот момент игра из шумной превращается в более спокойную и осознанную. Можно, конечно, так растить детей, чтоб максимально долго не давать им денег. Но тогда будьте готовы, что лет в 12–16 подростка точно сорвет от полученной суммы — и грамотного планирования бюджета от него не ждите.

Размеренность и доверие

Взрослые боятся, что дети начнут тратить деньги на вредную пищу — чипсы, колу и прочее. В этом вопросе важно доверие между родителем и ребенком. Если мама с папой уделяют внимание правильному питанию или объясняют, почему не стоит есть те или иные продукты, и при этом дают деньги со словами: «Я верю, что ты не купишь и не съешь больше одной конфеты, чтоб у тебя не было аллергии» (если у ребенка аллергия), поверьте, дети вас услышат и примут верное решение.

К собственным деньгам хорошо приучать постепенно. Вспомните первый прикорм, как понемногу вы знакомите ребенка с новыми вкусами. Это хорошая аналогия для денег. Сначала нужно рассказать детям о бюджете семьи. Важно говорить о том, что вы платите за коммунальные услуги и какая часть средств на это уходит. Для маленьких хорошо рисовать и закрашивать оплаченные вами услуги. Мы часто платим за многое через интернет, и для детей эта статья расходов остается незаметна. Поэтому рассказывайте о банках, банкоматах, виртуальных платежных системах. Иногда дети думают, что в банкомате можно взять сколько угодно денег. Объясняйте, что это не так. Есть литература, которая объясняет детям, как и откуда берутся деньги, рассказывает об экономических аспектах несложным языком. Одна из таких книг — «Волшебный банкомат» Татьяны Поповой. Она подойдет для детей от пяти лет. В конце каждой главы есть задания, которые лучше помогают сориентироваться в данной теме.

Дошкольникам — копилки, школьникам — карманные деньги

Очень хорошо, когда дошкольники имеют свои копилки и собирают деньги на что-то. Иногда нам совсем несложно купить сыну или дочери какую-то игрушку Но ценность ее увеличится, если ребенок насобирает на нее деньги самостоятельно. Это цель, которая достигается не быстро, но учит терпению и достижению своей мечты. Бывает, что ребенку надоедает собирать деньги. На это может уйти слишком много времени и он может захотеть потратить деньги раньше. Позвольте это сделать. Часто после таких моментов дети чувствуют разочарование. Это нормально. Позвольте ребенку ошибаться и видеть результат своих поступков. Скорее всего, потом он задумается, тратить ли все деньги сразу.

Школьникам для начала стоит давать деньги на мелкие расходы каждый день. Потом можно давать деньги на несколько дней, неделю, а со временем и месяц. Так вы научите ребенка планировать свой бюджет.

Если он истратил деньги, выданные на месяц, за четыре дня, дальше придется обойтись без них. Это неприятный опыт, но очень важный. Согласитесь, это менее безопасно, чем пережить его в более взрослом возрасте, когда средства будут необходимы на жилье и еду. Получается, что без карманных денег школьник может выжить, но теперь его оставшийся месяц будет менее комфортным. Взрослый человек, у которого нет такой опоры, как родители, обязан уметь планировать свой бюджет: ни еды, ни жилья ему никто не обеспечит.

Позволяйте ребенку платить за друзей. Это учит его взаимоотношениям с другими. Не переживайте, что у него появится друг, за которого ему придется платить постоянно. Вспомните, наверняка и у вас уже во взрослом возрасте был товарищ, который любил гулять за счет остальных. Что произошло дальше в отношениях с ним? Скорее всего, вы или перестали общаться, или дали понять, что больше за него платить не намерены. Обсуждайте с детьми такие ситуации. Учите их анализировать.

Деньги за вымытую посуду

Дайте возможность маленькому человеку помогать вам. Недавно я шла в магазин за продуктами, мне не хватало денег, и я попросила у мужа. Неожиданно ко мне вышла дочка, ей шесть лет, и дала мне свои 10 гривен. Я честно их взяла. Заметила, что ей это важно. Так она ощущает свою значимость в семье. Естественно, не только так, но потом она спрашивала, что я смогла купить на ее деньги, и радовалась, что выручила меня. Вернуть деньги не просила.

Все мы понимаем, что по мере взросления ценность денег растет. Вспоминаю, как однажды мне сказали: «А вы знаете, как понять, что ваш ребенок уже вырос? Когда на праздники он просит не подарки, а деньги». Сложно не согласиться.

Дети и подростки со временем проявляют инициативу в том, чтобы зарабатывать деньги самим. И если ребята лет в 16–17 могут найти какой-то заработок (раздавать листовки в свободное от учебы время, водить на кружок соседского мальчика), то детям до 16 лет с работой сложнее. Их труд вряд ли кто-то отважится использовать. Часто родители у меня спрашивают: нормально ли платить ребенку за то, что он, например, помыл посуду или вынес мусор? Не начнет ли он этим спекулировать и требовать деньги буквально за все? Чтоб этого избежать, договоритесь с ребенком, за что вы готовы ему платить, а за что нет. Например, вы не будете платить деньги за мытье посуды, так как едят все, и он в том числе. Помыть посуду за собой он обязан. А вот сидеть с младшим братом или сестрой — нет. Но если он заберет младшего из сада или сводит на кружок, то за это можно и заплатить. Тут важно запомнить одно правило: мы не платим за то, что ребенок делать обязан; он получает оплату только за тот вид деятельности, который не входит в его обязанности.

Оплата отличается от поощрения. Поощрение — это то, что мотивирует достигать успеха. Например: закончил год с хорошими оценками — получил велосипед. А вот за хорошие оценки или прочитанную книгу я платить не намерена. Так как считаю, что оценка уже и есть вознаграждение за старание, а читать или не читать книги — выбор ребенка. А вот долгожданный подарок после успешно оконченного года — не такая уж и плохая идея. Но запомните: поощряя ребенка, вы ему не платите.

Детей важно обучать товарно-денежным отношениям. Это как учить читать, выстраивать взаимоотношения с другими, добиваться успеха и вести здоровый образ жизни. Важно помнить, что и в финансовых вопросах мы являемся примером для наших детей. А собственные деньги и планирование бюджета помогут им быть ответственными и самостоятельными, подготовленными к более сложным моментам в финансовых вопросах.