Воспитание Мнения

Няня: ужас родителя или панацея. Часть 1

Мы уже писали о том, что скорый выход на работу после рождения ребенка — распространенный тренд. Зачем далеко ходить — редакция «Промам» наполовину состоит из молодых работающих мам. Даже несмотря на то, что мы «ребенкоориентированны», всегда и всюду быть с детьми сложно, а иногда невозможно. Поэтому вопрос помощниц и нянь открыт. Тут в защиту детей могут выступить заядлые приверженцы теории привязанности. И отчасти они будут правы. Но у каждой медали две стороны. Об этом и поговорим с психосоматологом Оксаной Фортунатовой.

Так получилось, что в группу для родителей «Психосоматика воспитания» записались… няни. И на первой же встрече стало понятно, что вопрос нянь — противоречивый, сложный и даже проблематичный. И речь не о нянечкином алкоголизме, воровстве, матерщине и накачивании детей снотворным (из жалоб родителей на форумах). И не об оскорблениях, обмане в деньгах, угрозах и даже рукоприкладстве со стороны родителей (из жалоб нянь на тех же форумах).

Речь о большом заблуждении в понимании места и роли няни в жизни ребенка. О влиянии на его психику самого факта замены мамы на няню.

Выяснилось, что как родители, так и агентства по подбору нянь и сами няни имеют неоправданные ожидания в этом вопросе друг от друга. Чем создают и себе, и, главное, ребенку огромные трудности.

Няня — кто она по сути

Многие мамы пребывают в иллюзиях, что няня — это наемный работник, у которого есть строгий перечень «можно» и «нельзя». Они уверены, что можно провести четкую линию демаркации между мамой и няней: «Мама — это мама, а ваше дело быть няней», «В это не лезьте, я сама разберусь потом как-нибудь», «Соблюдайте дистанцию и просто выполняйте свои обязанности», «Не навязывайте свою философию глупыми сказочками» и т.д.

Но давайте посмотрим, что происходит с точки зрения ребенка. Начнем с самых маленьких, ведь сейчас много мам ищут нянь для новорожденных: некоторые только на подстраховку, некоторые на ночь, некоторые продолжают работать — и няня нужна на весь день.

Об особенностях и важности первого года жизни ребенка я писала в статье «Первый год жизни: базовая настройка». Вспоминаем два архиважных момента: то, что происходит в первые месяцы жизни ребенка, определяет путь развития личности навсегда; ребенок — интерактивный проект, и развитие некоторых долей мозга (а значит, и функций) происходит только в общении взрослый — дитя. И проблема в том, что есть два обязательных условия соблюдения этих важных моментов: постоянство и особая мотивация.

Нельзя «выключить и включить»

Первое условие гармоничного развития — постоянство: нельзя «выключить» это условие на время дежурства няни, а включить на время мамы.

Ребенок каждую секунду своей жизни обращается к миру и получает понимание о нем через реакцию окружения.

То, что кажется чисто «няньской» функцией — поменять пеленки, подгузники, очистить кожу, покормить, переодеть, искупать («обязанность по соблюдению норм гигиены», как пишут в вакансиях мамы) — это и есть сейчас большая часть жизни ребенка. И именно по тому, как происходят эти примитивные события, ребенок складывает свое понимание мира. Разберем на примере.

Ребенок заплакал. Первый вариант — «профессиональный». Выждать, а не успокоится ли ребенок сам, если нет, то молча, четко, быстро, в гигиенических перчатках с медицинской маской на лице провести необходимые манипуляции.

Второй вариант — теплый, душевный. Кинувшись на первый зов ребенка, разговаривая с ним и целуя, как это делают мамы, тиская и рассказывая всякие прибаутки, успокоить дитя.

Допустимо ли такое поведение для няни? И вызовет ли ребенок у няни именно такие эмоции? Поэтому вроде бы логично: мама реагирует, а няня выполняет обязанности. Но почувствуйте разницу с точки зрения восприятия ребенком жизни.

Ну и что страшного: мама ведь тоже появляется периодически? Пока достоверно неизвестно, сколько надо ребенку холодного отношения, чтобы «захлопнулось» его желание обращаться к миру: час, день, месяц. Один раз или несколько.

Второе условие гармоничного развития — особая мотивация на комфорт и счастье ребенка, на улавливание и чувствование его текущей потребности. И тут не все так просто, ведь эта сложная коммуникация состоит из:

– Особой настройки на ребенка (на физиологическом уровне чувствование мамой ребенка обеспечивают гормоны, которые нарастают при беременности, держатся около полугода после родов и во время лактации). Как обойдет это няня? Наверное, потому раньше новорожденного ребенка нянчили кормилицы, то есть только те женщины, которые сами недавно родили и кормили ребенка.

– Любви глаза в глаза. Ее в некоторой степени обеспечивают тоже гормоны, но и личность мамы: ее мечты о ребенке, ожидание ребенка, его вынашивание девять месяцев и образующаяся физическая и эмоциональная связь, смыслы, ассоциации. Чем заменит это няня?

– Инстинкта продолжения своего рода. Он не только в зачатии и родах. Он и в передаче максимального количества знаний, опыта, традиций, отличий именно этой семьи, в понимании, что этот ребенок — продолжение во времени и вселенной тебя. Так ли это для няни?

Возможно ли для нее достижение «особой мотивации»? В полной мере, конечно, нет. Думаю, понятно, что даже самая хорошая няня заменить маму не сможет.

Но профессионализм няни — это способность быть хорошим суррогатом, а не только умение пеленать и оказывать первую медицинскую помощь.

Во второй части статьи мы поговорим о том, как няне стать хорошей заменой мамы, и какая она — няня, с которой ребенок вырастет здоровым психически и с правильными типами реакции на происходящее. Оставайтесь с нами и не переключайтесь.

заглавное фото libbyvanderploeg.tumblr.com

Психосоматолог, автор и тренер обучающих программ для родителей «Родитель на все 100!»