Автор: Настя Касьян — шеф-редактор портала для родителей UAUA.INFO, мать двоих детей. По образованию врач-психиатр.
После того, как я перевела дочку на дистанционное образование, меня часто спрашивают, а как же социализация, как же ребенок научится жить в обществе, если он не ходит в школу? По мнению большинства родителей, с которыми мне приходится общаться, школа является прекрасной моделью нашего взрослого мира. И не отучившись в «нормальной» школе, к жизни ты не готов.
Так вот, я с этим мнением абсолютно не согласна.
Психика ребенка не должна формироваться под действием постоянного стресса и конфликтов в школе. Наоборот, с проблемами на постоянной основе стоит сталкиваться, когда ты уже можешь с ними справиться: у тебя созрела нервная система, есть опыт и навыки, которые ты почерпнул из фильмов, книг, рассказов мамы и папы, их ответов на твои вопросы. Необязательно выпить море, чтобы понять, что оно соленое. Также не обязательно вкусить все беды мира в детстве, чтобы научиться с ними справляться, став взрослым.
Есть дети, которых сложности делают сильнее, а есть те, которых они ломают. Важно рассмотреть, каков твой ребенок, и давать ему нагрузку по силам.
В школе есть несколько компонентов социализации: это общение со сверстниками, общение с учителями и взаимодействие со школьной системой.
Общение со сверстниками в школьных стенах — это не всегда лучшее, что вы можете предложить ребенку. В искусственно созданном коллективе может просто не быть людей такого же склада характера, с такими же интересами, как у вашего ребенка. С кем же ему тогда социализироваться?
К тому же в школе, как правило, общение детей никто не супервайзит. Дети учатся общаться между собой, как им придет в голову, они решают проблемы в силу своего детского опыта, зачастую просто руководствуясь импульсами и эмоциями.
Просто представьте ситуацию. Ребенка травят в школе, он раз за разом обращается к родителям со словами: «Мне плохо в школе», а ему отвечают: «Разбирайся сам, терпи, будь умнее, учись решать свои проблемы сам» (а именно такие советы дети чаще всего слышат от родителей или учителей).
Если такому ребенку не помочь, не дать дельный совет или попросту не убрать его из психотравмирующей ситуации, то он в силу своей неопытности и незрелости нервной системы может просто сигануть из окна, потому что все известные способы справиться с ситуацией он исчерпал, а новых никто не предложил. Или взять пистолет и устроить стрельбу.
Простите за сравнение, но даже собак учат социализации тщательнее, чем детей, раз за разом объясняя, что можно, что нельзя, и как контролировать свои эмоции.
В одном интервью педагог и автор книг по воспитанию Дима Зицер рассказывал, что ребенок, приходя в школу, сталкивается с новыми правилами, поэтому воспринимает все, что происходит здесь, как часть некой игры, и принимает как норму все, что здесь происходит, без исключений.
Например, есть правила: вставать, когда входит учитель, сидеть тихо на уроке, ходить в туалет только на перемене, носить с собой каждый день ранец и сменку. Точно так же ребенок учится воспринимать грубость от учителей и пинки от одноклассников как норму. Тебя учитель назвал идиотом? Наверное, так и надо, учителя же нужно слушать. Пнули? Вероятно, это тоже ок. Вот даже учитель сказал: «Ябедничать нехорошо».
Но где ребенку могут пригодиться эти навыки? Навык отпрашиваться в туалет на публике и объяснять, почему он не успел сходить на перемене? Навык терпеть пинки и «не ябедничать»? В армии? В тюрьме? Где? А выслушивать публично унижающие слова и терпеть насмешки: «А голову ты не забыл?», «Посмотрите на Петрова, он был очень занят вчера и не смог выучить уроки» и т. д.?
Я думаю, это не та социализация, которая необходима детям, чтобы вырасти хорошими людьми и строить нормальные отношения с окружающими.