Почему дети не думают о последствиях своих поступков
Новости Виховання

Почему дети не думают о последствиях своих поступков

«Неужели ты не осознаешь, какие у твоего поступка могут быть последствия?» — спрашиваем мы своих детей, возмущенные их недальновидностью. А теперь давайте зададим этот вопрос себе, но немного по-другому: «Понимает ли меня мой ребенок, когда я предупреждаю его о возможной опасной ситуации?» 

От 0 до 7 — дошкольники

Сейчас многие родители, вероятно, будут разочарованы, но от детей этой возрастной категории неразумно требовать слишком многого. Не имея опыта и достаточных знаний, малыши не могут четко прорисовывать грядущие события даже для самих себя.

Что делать?

Доступно расскажите малышу, почему именно нельзя срывать те красивые красные ягодки с куста и есть их. Или почему не нужно соглашаться идти куда-то с незнакомым взрослым дядей, даже если он очень зовет и сулит горы конфет и игрушек.

Есть и другой вариант — игровой. Особенно хорошо он работает с детьми 4–7 лет. Разработайте правила, по которым запрещается совершать те или иные действия. Это эффективно потому, что посредством игры успешнее всего происходит усвоение правил.

Однако здесь важно соблюдать тонкую грань. Слово «нельзя» не должно быть единственным, что будет преследовать ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Чтобы принять правила, ваше чадо должно понимать причины. А объяснить их наиболее ясным языком — ваша прямая задача.

Можно давать ребенку ошибаться в мелочах, чтобы он наблюдал и чувствовал последствия необдуманности.

От 7 до 12 — младший школьный возраст

Кризис семи лет — один из важнейших этапов формирования детской психики. Именно в этом возрасте формируется способность отслеживать собственное поведение. Это, в частности, является причиной того, что детей обычно отдают в школу не раньше семи лет. На этом этапе ребенок понимает, что существуют определенные правила, которым необходимо следовать. Исходя из этих правил, он может контролировать свои действия. Скажем, он понимает, что во время урока надо сидеть спокойно положенное время, и что нельзя вставать и ходить по классу.

Также ребенок учится просчитывать последствия своих действий, но распространяется это, по большей части, на него самого. Младший школьник понимает, что спички — не игрушка, потому что огонь обжигает руки. Он не станет есть лекарства из аптечки, даже если они выглядят аппетитно: ведь они предназначены для лечения болезней, и ими можно отравиться.

Однако и на этом этапе родители, видя успехи детей, возлагают на них слишком большие надежды. Родители призывают ребенка думать, как взрослые. Но и в этом возрасте слова без должных объяснений не принесут никакого весомого результата.

В младшем школьном возрасте дети могут анализировать последствия действий для самих себя, но при этом не могут просчитывать результат своего поведения для других.

Что делать?

Это причина, по которой возраст уголовной ответственности находится выше данной планки. Если поступок ребенка не соответствует вашему восприятию мира, расскажите ему, как вы переживали и что при этом чувствовали. Не нужно вкладывать в слова слишком много драмы. Это лишь усилит давление на ваше чадо, сформирует чувство вины. Из-за этого ребенок будет чувствовать себя «плохим». Однако лаконичное и ясное объяснение позволит ему лучше понимать то, как его действия сказываются на других людях — сначала на самых близких.

От 12 до 15 — подростки

Подростковый возраст не зря считается самым сложным. Количество конфликтов между «отцами и детьми» в этот период буквально зашкаливает. Взрослые уже не имеют былого авторитета, их советы, правила жизни и нервы активно проверяются на прочность. Родители опасаются, что их чадо свяжется с дурной компанией, а значит, на него будет сложнее оказывать влияние. Конечно, все дети развиваются индивидуально, но обычно подростковый кризис наступает именно в 12–15 лет. Стоит отметить, что у девочек часто это происходит несколько раньше, чем у мальчиков.

Важно иметь в виду подростковый дух противоречия, а также веру в «персональный миф». Этим термином специалисты называют веру тинейджера в то, что он является исключением из всех правил, даже если эти правила — законы природы. Часто дети в этом возрасте даже не верят в собственную смертность. Осюда и частота подростковых самоубийств, экстремальные увлечения. 

14 — это тот возраст, с которого наступает частичная уголовная ответственность. Примерно в это время формируется способность просчитывать, анализировать и контролировать последствия своих действий для окружающих.

Что делать?

Постарайтесь не обесценивать действия и чувства своего ребенка-подростка. Удержитесь от фраз типа «Я старше, лучше знаю жизнь, мне виднее». «Ты еще слишком мал/молод, чтобы это понять». Как и в совсем раннем возрасте, здесь важна грамотная аргументация: почему вы придерживаетесь именно такой точки зрения, а не полностью противоположной.

От 16 и старше — юношество

Этот возраст является завершающим в процессе осознания влияния своих поступков. Когда на горизонте маячит совершеннолетие, люди уже имеют некоторое представление о том, какие последствия могут повлечь за собой их действия. Причем не только для себя, но и для близкого окружения, а также для общества в целом.

Человек в этом возрасте может планировать свои действия. Может не только мечтать, но и ставить цели, прогнозировать, как будут развиваться события, если он поступит тем или иным образом.

Что делать?

Прежде всего, важно проявлять уважение, как и при общении с любым человеком, которого вы считаете равным себе. Слушайте внимательно, искренне интересуйтесь мнением. Ведите беседы о важных бытовых и жизненных моментах. Пытайтесь предугадать возможные варианты того, что они за собой повлекут. Помните о том, что ваш повзрослевший ребенок — тоже взрослый человек. Не смотря на то, что у него меньше опыта, чем у вас. Но это не значит, что если его мнение отличается от вашего, то оно априори неправильно. Снова слушайте, объясняйте свою точку зрения. Не забывайте, что в этом общении вы не только должны поучать, но и учиться самим.