Подкрепление в воспитании ребенка
Новости Виховання

Подкрепление в воспитании ребенка

Подкрепление — обязательное условие любого обучения.

Когда родители подходят к ребенку, они подкрепляют то поведение, которое в это время делает ребенок. Если родители подходят к маленькому ребенку, когда он улыбается, берут его на руки, когда он тянется к ним, разговаривают с ним, когда он агукает с ними, — они воспитывают спокойного, веселого, позитивного и любящего ребенка. Если родители сильно заняты и подходят к ребенку, только когда он закричал или сделал свои дела, они воспитывают того, кто будет все чаще плакать и делать это.

Что подкрепляем, то и получаем

Мама, уходя на работу, попросила сына-подростка прибраться в комнате. Оставшись один, сын долго смотрел телевизор, потом играл в компьютер. Просьбу мамы так и не выполнил. Можно сказать, что он просто отвлекся и забыл. Можно разглядеть за этим и другие мотивы. Например, желание отстоять свою территорию («Моя комната, что хочу, то и делаю в ней»), и противодействие родительскому влиянию («Я уже взрослый, сам знаю, что мне делать»). Так или иначе, мама пришла и, устало взглянув на нетронутый бардак, все прибрала сама… Как это повлияет на будущие ситуации? Скорее всего, это подкрепит установку сына: «О, можно ничего не делать, она сама приберется». 

Можно рассмотреть и другой вариант, когда мама пришла и начала ругаться. Подкреплением чего будет такая реакция мамы? К сожалению, это предсказать трудно. Для какого-то ребенка это сработает, какой-то будет укрепляться в другом: «Я могу развлекаться, играя на маминых нервах». В любом случае уровень скандальности в семье повышается.

Более удачные варианты: увидев вечером беспорядок в комнате, позвать сына, оторвав его от любых дел, и спокойно попросить его еще раз убраться. Если просьба звучит спокойно, прямо и сильно, сын быстро наведет порядок, после чего его можно и похвалить, и поблагодарить. Это положительное подкрепление того, что он выполнил мамину просьбу. Как вариант, к этому можно добавить честный и открытый разговор. Говорите о том, в связи чем произошел саботаж днем и что сделать, чтобы это не повторялось. Разговор должен быть конструктивным. При этом сам факт такого разговора является отрицательным подкреплением, а именно нереагированием на просьбу мамы.

Невидимый противник на пути формирования привычки

Как общее правило, привычка вырабатывается с помощью повторений с положительным подкреплением, и обычно от 20 до 40 дней. Это достаточный срок для выработки хорошей привычки. Однако есть ситуации, когда родители ежедневно напоминают детям о необходимости почистить зубы и сделать утром зарядку. Дети это нехотя каждый раз делают, но хорошие привычки так и не вырабатываются — годами! В чем причина? В том, что дети каждый раз делают — нехотя. Расшифруем: они не просто идут чистить зубы, а делают это с недовольным лицом и внутренним (а то и внешним) урчанием. Делают зарядку подчеркнуто лениво и недовольно… Они ежедневно укрепляют навык недовольства чисткой зубов и утренней зарядки, ежедневно закрепляют нежелание это делать, день за днем формируют привычку не хотеть это делать. Какой вывод? Следить за форматом. Придумайте то, что будет вовлекать детей в данные процессы.