Поиграй со мной, мама! или Зачем взрослым нужны дети
Думки Виховання

Поиграй со мной, мама! или Зачем взрослым нужны дети

«Вся наша жизнь — игра», — напеваем мы, не задумываясь, что для ребенка действительно вся его жизнь — игра. С мамой, с собой, с игрушками, с целым миром. Об этом уже написано сотни научных трудов, а напишут еще больше. И все равно каждое новое поколение детей и родителей будет заново открывать и учиться понимать это чудо чудное и диво дивное — детскую игру. О том, как, когда, зачем и во что играть, рассказывает детский психолог Елена Науменко. И небольшой спойлер — в конце статьи вас ждет список полезных книг.

Игра — это «работа детей», только в игре и благодаря ей развивается фантазия ребенка, его интеллект, эстетические чувства, навыки коммуникации, речь, логика. А главное, погружаясь в игру, дети чувствуют себя счастливыми. Человек, получивший в детстве бесценный опыт игры, став взрослым, стремится к такой работе и такой деятельности, которая позволяет ему снова и снова пережить эти ощущения: счастья, самоуважения, удовольствия.

Играющие и неиграющие мамы

Правда, похоже на «играющий тренер» и «неиграющий тренер»? В какой-то степени все мамы — тренеры. Хорошо, если они не только играют, но еще и получают от этого удовольствие. Ведь детей не обманешь: они прекрасно понимают, когда родители делают что-то от души (читать: по любви), а когда «потому что надо развивать ребенка».

Когда ребенок просит: «Мама, поиграй со мной», в переводе с детского на взрослый это часто означает: «Покажи мне, что ты меня любишь! Покажи сейчас, а не тогда, когда перемоешь всю посуду, уберешь дом или закончишь рабочий проект. Люби меня сейчас, мне это очень-очень нужно». Вот такой многословный перевод короткой фразы. Детская минута равна взрослым годам. Всегда есть выбор: идеальный порядок в доме (у кого-то что-то другое не менее важное) или прекрасные минуты взаимного счастья.

«Классификация» мам

У меня есть шуточная классификация мам по их игровым способностям. Начнем с того, что есть мамы, которые вообще не умеют играть. Во-об-ще! Или в детстве с ними никто не играл, или слишком серьезно относились к учебе — не до игры было. А жаль.

Есть «мамы-училки», которые играют только в развивающие детей «умные» игры. Причем строго по правилам: шаг влево, шаг вправо от правил наказуемы. А какой толк от игры, если это не игра, а дрессура?

Еще есть «мамы-чистюли», которые приходят в ужас, увидев в руках у ребенка краски или, не дай бог, пластилин. Ах, наша новая мебель! Ах, дорогой ремонт! Ах, бесценные ковры и коврики!

Когда-то мне довелось общаться с мамой очаровательных девочек-двойняшек, проявлявших друг к другу сильную агрессию. В какой обстановке они жили? Дорогая мебель в детской комнате, идеальный порядок, четыре (!) няни.

Масса электронных звучащих и движущихся игрушек и… ни одного кусочка пластилина. Пальчиковые краски упаси боже! У нас ковер белый, мебель новая…

А куда детям направлять свою энергию? Правильно — кусать друг друга, если нет занятия поинтересней. Игра, как лекарство от агрессии, маме не подошла, ей хотелось каких-нибудь таблеток, «чтоб все исправить». На этом и расстались. Классика жанра: бедные дети богатых родителей.

Еще есть «мамы-детки», полная противоположность «училкам»: они готовы играть во все и везде, даже если ребенку надоело. Ради справедливости надо сказать, что в категорию невыросших «деток» чаще попадают… папы. Папа с удовольствием играет с детской железной дорогой или оторваться не может от компьютерной игры, купленной для сына. Ребенок скучает или хнычет рядом. Знакомая картина?

Еще бывают «мамы-зануды», слишком строгие (правильные) мамы. У них все-все по правилам. Их любимые слова: «Не ври. Надо уметь проигрывать. Скажи тете «спасибо». Скажи не «пока», а «до свидания». Нет, мы играем сегодня ровно 5 минут и 32 секунды».

Есть еще мамы тревожные, угрюмые, равнодушные, слишком восторженные, замученные и пр. А теперь самое важное! Внутри каждой нормальной мамы есть всего этого добра понемножку. И тревожность, и агрессия, и педантичность.

Главное в игре с ребенком — не переиграть. Не быть слишком. Быть естественной. Помнить о своем внутреннем ребенке.

Обращаться за советом к своему детскому опыту: с какой мамой в детстве хотелось играть? Сейчас вы можете это сделать сами — стать настоящей играющей мамой. Вести себя по-взрослому, а удовольствие получать, как ребенок. Попробуйте.

Во что играть

Количество игр для детей — неисчислимо. Вспомните, во что вы играли в детстве. Мы играли в выбивного, в прятки, в камешки, строили «халабуды», играли в цвета.

Например, голубой цвет — чем пахнет, какой на вкус, на ощупь, какая у него музыка, как он танцует, поет, какой у него голос и т.д.

Замечательно, если ребенок сам придумает игру. Кстати, настольные игры интереснее делать самим. С младшим сыном мы такие замки, леса, болота, таких чудовищ рисовали на игровом поле! А потом ходили друг к другу в гости через волшебный лес со всякими приключениями. Маленький секрет: иногда процесс изготовления игры еще интересней и веселей, чем сама игра.

Мамы часто спрашивают: «Во что играть с младенцем?», «А с подростком?», « А что делать, если ребенок не хочет играть в развивающие игры, а просто копается в песке?», «А мой мальчик любит играть в куклы, а не в машинки, это патология?», «Из ванной не вытащить — часами бы сидел в воде и играл с резиновыми игрушками», «В ванную не затащишь: с удовольствием смотрит, как папа играет с корабликами, а посадить себя в воду не дает — такой крик, что перед соседями стыдно!» и еще «триллион триллионов» подобных вопросов. Какой-нибудь узнали? В пределах одной статьи сложно ответить на все вопросы. Зато обо всем можно прочитать. Где?

Есть замечательные (не поучающие и не заумные) книги, написанные человеческим языком. Рекомендую:

  1. Джеки Силберг. 125 развивающих игр для детей от 1 до 3 лет.
  2. Джеки Силберг. 300 трехминутных развивающих игр для детей от 2 до 5 лет.
  3. Клаус Фопель. Чтобы дети были счастливы. Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста.
  4. Кашапов Раиль. Практическая психология для родителей, или Педагогика взаимности.
  5. Лопатина А., Скребцова М. Мир единства и любви. Книга для занятий по духовному воспитанию (а также другие прекрасные книги этих авторов).

Подводя итог, хочется задать вопрос: зачем же взрослым людям нужны дети? Ответить на него поможет цитата из Клауса Фопеля: «Нам нужна наша любовь к ним. Эта любовь открывает те радости жизни, которые так важны любому человеку: дети избавляют нас от скуки, они вынуждают взрослых осваивать все новые и новые формы поведения и не дают привязаться к стереотипам, они соблазняют нас на игру и заставляют смеяться, они не позволяют взрослым постоянно чувствовать себя очень важными персонами, они демонстрируют нам, что в жизни есть нечто гораздо более важное, чем профессиональный успех, и помогают приблизиться к пониманию смысла жизни».

Как видим, взрослые нуждаются в детях не меньше, чем они в нас. И если кто-то, думая только о карьере и деньгах, забыл, как это — веселиться и быть в моменте, то ребенок напомнит и подарит колоссальный заряд бодрости. Главное не притворяться, а вовлекаться на полную.

 

 

Практикующий детский психолог, психотерапевт