Расшифровываем детские рисунки
Развитие Виховання

Расшифровываем детские рисунки

Детские рисунки – это безграничное творчество, самовыражение, познание себя, это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. О, том, как правильно трактовать детские рисунки, нам расскажет Алена Волошенюк – детский психолог, консультант Promum и мама двоих детей.

“Рисование играет огромную роль в развитии речи ребенка, мелкой моторики, воображения, мышления и умственной деятельности. Детский рисунок развивается вместе с ребенком и проходит следующие этапы:

1)  до трех лет – этап “каракулей”. На этой стадии хорошо бы создать условия для ребенка и предлагать рисовать пальчиками, ладошками, ножками. Затем можно перейти на такие инструменты как мочалка, губка, тряпочка, то есть как можно больше использовать воображение. Такие инструменты не ограничивают цветовую палитру, движения малыша, предоставляя полную свободу творчества. Важно, чтобы процесс приносил удовольствие. До трех лет нет никакой диагностики рисункам! Ребенок таким образом познаёт мир и себя. Для него это развлечение, игра. Важно отметить, что дети до 4 х лет могут выбирать черный цвет и рисовать только черным , это совершенно нормально!! Так как малыш выбирает контрастный, яркий и необычный цвет. И это совсем не значит, что в скором будущем он станет готом. Спокойствие, только спокойствие.

kids

Этап до трех лет – время первого соприкосновения с рисунком, и здесь очень важно соблюдать следующие правила:

– не навязывать свои любимые или не нелюбимые цвета, наоборот, дать понять, что все цвета прекрасны;

– стараться как можно позже дать фломастеры (их оттенки достаточно неестественные и яркие) и карандаши (эти инструменты для рисования ограничивают полет фантазии, ими проще контролировать формы и оттенки, что не очень хорошо для такого юного возраста). Лучше предлагать восковые мелки, краски, чтоб можно было смешивать цвета, фантазировать и развить творческое начало.

– очень важно, чтоб ребенок рисовал то, что хочет! Важно идти за малышом, не исправляя и не навязывая.

– внимательно слушать, что нарисовал ребенок, его комментарии к рисунку. Дети видят больше, чем нарисовано.

2)  С трехлетнего возраста появляется предметный рисунок. Первая форма изображения человека (папа, мама, дядя, тетя). В три  года это так называемый «головоног», подобный рисунок вполне соответствует норме вплоть до четырехлетнего возраста. Приблизительно в четыре года ребенок начинает рисовать примитивные схемы человека.

3)  На шестом году жизни ребенок овладевает представлениями о вертикали , горизонтали, детализирует схематическое изображение.

4)  Для семи лет характерен рисунок, который сочетает элементы схематического и пластического изображения с преобладанием схематического.

5)  Постепенно к восьми – девяти годам соотношение пластических и схематических элементов уравновешивается.

6)  С десяти лет и вплоть до подросткового возраста пластические элементы преобладают над схематическими.

7)  С  подросткового возраста преобладает пластическое изображение с подчеркнутыми признаками пола персонажей.

Это обзор возрастных особенностей рисунка человека, который помогает нам отслеживать умственную деятельность и развитие детей. Разделение достаточно условно, но все же примерно соответствует возрастному этапу ребенка. И если мы замечаем, что ребенок после пяти лет рисует «головонога», это сигнал родителям обратиться к специалисту.

Дети часто рисуют семью. Такой рисунок тоже является достаточно диагностичным. Для примера – одна из детских работ.

detskij_risunok

По этому рисунку можно предположить, что в семье нет контакта, особенно, между мамой и папой. Ребенок не чувствует близости, ему родней всех собака. Хотя ребенок и в центре (значимое место), он не чувствует ни мамы ни папы. Часто причиной бывает физическое отсутствие родителей (например, много работают).

Когда ребенок рисует дом – это всегда повод обратить внимание на такую работу. Изучите рисунок, посмотрите, есть ли крыша, окошки, двери, труба. На рисунке-примере красная крыша, что можно трактоваться как подавленная агрессия – агрессия, которую ребенок не может выражать и проговаривать. Дымарь отсутствует – нет уюта, синий цвет дома – о запрещении эмоций. Скорей всего, этот ребенок в данный момент нуждается в нежности, ласке, разговорах по душам. И это уже знак родителям, на который обязательно стоит обратить внимание.

ryabina

Теперь поговорим о цветах. Что означает каждый из них в детском рисунке?

Красный – энергия, сила, агрессия.

Синий – холодность, сдержанность, закрытость.

Зеленый – любовь, умиротворение, но, в отличие от синего, это не замирание, а именно спокойствие.

Фиолетовый – погружённость в себя (если мама на рисунке одета в фиолетовую блузу – то она слишком сосредоточена на себе).

Желтый – радость, удовольствие.

Появление рисунка – это возможность человека узнать себя и отреагировать на ситуацию. Мы, родители, можем помочь своим детям с помощью рисунка выражать эмоции, проявлять чувства, менять настроение. Рисунок – это всегда ауто-психотерапия, мы можем сами помогать себе, главное – знать, как. Об этом поговорим в следующей статье. До скорых встреч!”