Воспитание Отношения

Школьная любовь: можно ли научить ребенка правильно ухаживать?

Однажды ваш ребенок в ответ на вопрос «Как прошел день?» скажет, что влюбился. Или вы встретите его, а он будет гулять по парку за ручку с кем-то. А может, вы просто прочитаете его валентинку, а в ней признание и первая школьная любовь. Так или иначе, было бы здорово в этот момент знать, как себя правильно вести. 

Мы поговорили с психологами, сексологами и педагогами и спросили их, как помочь ребенку ухаживать галантно, строить первые отношения, соблюдать свои и чужие границы и нужно ли настаивать на том, что учеба важнее. 

«Мой ребенок влюбился, но я боюсь, что его обидят. Как этого избежать?»

Скорее всего, все будет хорошо, если ребенок к моменту начала отношений будет чувствовать свои и чужие границы. Это позволит ему быстро заметить дискомфортную ситуацию и остановить ее. 

«Личные границы — это ответ на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо, что по отношению к тебе делать можно, а чего нельзя. Они строятся с самого раннего возраста, лет с трех уже точно. 

Зайти без стука в комнату ребенка, в туалет или ванную. Обнимать и целовать ребенка, когда он этого не хочет. Настаивать на том, чтобы он поиграл с кем-то, поделился своими игрушками, надел не ту одежду, которая ему нравится. Если ребенок высказывает недовольство и просит так не делать, то лучше учесть его мнение. Это позволит ему в будущем отстаивать свои границы и безопасность, в том числе и в сексуальной сфере», — комментирует Марина Сорокина, психолог и гештальт-терапевт. 

«И все же мне страшно, что что-то пойдет не так. Я, пожалуй, выскажу свое мнение ребенку. Это же правильно?»

Не совсем. В некоторых случаях нам может быть страшно, потому что мы испытывали похожий опыт, который имел негативные последствия, и нам кажется, что все аналогичные ситуации ведут к подобному. Это далеко не всегда является правдой. 

«Постарайтесь не переносить на ребенка свой опыт несчастной любви, если такой имеется. В некоторых случаях влияние родителя достаточно велико и он даже может сам неосознанно подстраивать ситуацию, чтобы она развернулась именно так, как он себе это представляет.

Школьная любовь

Будьте осторожны с этим. Сейчас ребенок, действительно, нуждается в помощи и поддержке, но она не должна заключаться в оценочных суждениях и негативных прогнозах», — говорит Марина Сорокина. 

«Тогда расскажите, как ему можно помочь?»

Самое простое — это быть рядом, принимать, поддерживать и не осуждать. Это уже много. Но если все же вы хотите ненавязчиво подключиться к процессу, то сексологи и психологи рекомендуют привести как можно больше примеров и рассказать о возможных формах поведения. 

«У подростков существуют разные этапы развития сексуальности, при которых ребенок переживает солидаризацию со своим полом, осваивает романтические переживания, пробует впервые телесно повзаимодействовать с противоположным полом.

Когда мы говорим о первой любви, то речь идет о романтическом этапе. В этот период подростки начинают обращать внимание на представителей противоположного пола, у них впервые возникает желание с ними взаимодействовать: провести из дома до школы, донести портфель.

Родители здесь не особо в состоянии на что-либо влиять, но могут подсказывать, как проявить внимание, не быть закрытым и агрессивным. Можно научить дарить подарки, делать комплименты и радовать всякими приятными мелочами. Также важно проследить, чтобы у ребенка было время на это романтическое состояние: прогуляться часик в парке, провести кого-то домой», — рассказывает сексолог Юлия Ярошенко. 

К сожалению, дети не всегда могут найти корректные формы для проявления чувств, поэтому здесь может понадобиться помощь. Вы можете поговорить о том, какие бы ухаживания понравились самому ребенку, или напомнить о примере родителей, если на таковой можно опереться. Например: «Смотри, папа дарит мне цветы. Папа заботится обо мне и помогает. Так он выражает свою любовь». 

«Хорошо, с цветами и комплиментами понятно, но не помешает ли это учебе?!»

«Любовь — это потребность нашей души. Сначала нам нужна материнская любовь, которая способствует развитию ребенка и обучению самой любви. А когда ребенок вступает в подростковый возраст, тогда на первое место выходят межличностные отношения. Влюбленность может стать движущей силой к самосовершенствованию.

Вполне возможно, это будет стимулировать размышления, поиск ответов, познание и совершенствование себя. На это будет уходить время, и со стороны может казаться, что ребенок ничем не занят, хотя идет глубокая внутренняя работа. Конечно, это может отразиться и на учебе — как в лучшую, так и в худшую сторону», — объясняет педагог Вера Челпанова.

«У подростков желание учиться пропадает не только от того, что возникает школьная любовь. На подростковый возраст приходится немало серьезных вызовов — от полового созревания до начала сепарации от родителей. Это сопровождается и быстрыми изменениями настроения, и сдвигом сна, и перестройкой тела.

Учителю точно не стоит убеждать подростков в том, что обучение важнее, чем школьная любовь. Потому что важно и то, и другое. Но так же как подростки имеют право влюбляться, проживать свой пубертат и становление в сообществе, так и учитель имеет право продолжать поощрять обучение. У каждого своя практика соблазнения. Подростки соблазняют тех, в кого влюбляются, а учитель — соблазняет подростков продолжать изучать теорему Пифагора, сложноподчиненные предложения или Французскую революцию», — говорит педагог Валентина Мержиевская.