Виховання Новини Семья здорового человека

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Почему дети с СДВГ хуже учатся, может ли этот синдром появиться во взрослом возрасте и как воспитывать по методу «пряник и отсутствие пряника»

Симптомы СДВГ

Клинические проявления заболевания определяются тремя основными симптомами: невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.

Невнимательность. Говоря о СДВГ, чаще всего имеют в виду повышенную отвлекаемость и снижение концентрации внимания у таких детей. У детей с СДВГ отмечается недостаток непрерывного (поддерживаемого) внимания, что проявляется в невозможности длительного выполнения неинтересного задания. При этом чем-то интересным для них (например, компьютерными играми, просмотром мультфильмов) они могут заниматься часами. Кроме этого, наблюдается дефицит избирательного внимания. Он проявляется в повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, особенно если эти стимулы яркие, интересные. Так, проехавший во дворе автомобиль заставляет посмотреть в окно и надолго отвлечься от выполнения домашнего задания. Зачастую также снижается переключаемость внимания.

Гиперактивность. Родители жалуются: кажется, что к ребенку подключили мотор. Дети с СДВГ не могут неподвижно сидеть во время урока. Когда такой ребенок заходит в кабинет врача, возникает опасение за состояние находящейся в кабинете оргтехники: компьютера, монитора, принтера. В отличие от просто энергичных детей активность у детей с СДВГ носит бесцельный характер. К сожалению, гиперактивность иногда приводит к появлению травм у ребенка.

Импульсивность. Импульсивные дети не могут дождаться своей очереди при игре. В учебной ситуации у таких детей наблюдается «импульсивный стиль работы»: они выкрикивают ответы на уроке, не отвечая на них полностью, прерывают других учеников или учителя. Из-за импульсивности дети часто попадают в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях. Склонность к риску становится причиной травм и несчастных случаев.

Причины появления синдрома дефицита внимания

Три года являются периодом третьего возрастного кризиса — кризиса трех лет. Содержанием этого периода служат негативизм, упрямство и строптивость.

В дошкольном возрасте основным проявлением заболевания является гиперактивность. Такие дети бесцельно слоняются по группе детского сада, без умолку болтают, мешают занятиям других детей. Повышенная активность в этот период может быть вариантом нормального развития, обусловленным темпераментом или жесткими требованиями взрослых. На нарушение указывают тяжесть и хронический характер проблемного поведения. Появление основных жалоб при СДВГ относится к младшему школьному возрасту. Но так как обучающие программы присутствуют и в дошкольных образовательных учреждениях, то основные паттерны поведения школьного возраста видны уже в пять лет.

Среди причинных факторов СДВГ в первую очередь выделяют генетические и перинатальные.

Интересно отметить, что СДВГ чаще встречается у близнецов, родных братьев и сестер. Риск развития СДВГ для родственников пациентов, страдающих этим заболеванием, составил около 30%. СДВГ больше подвержены дети, родившиеся недоношенными. Особое значение для формирования СДВГ среди перинатальных факторов имеет курение матери во время данной беременности. Кроме этого, следует сказать о роли тревожных расстройств у матери во время беременности.

Следует упомянуть, что тревожным матерям свойственны неправильные стили воспитания, такие как гиперопека или чрезмерная критичность. Они также могут способствовать развитию у детей как тревожных расстройств, так и СДВГ. Родители ребенка с СДВГ, сами страдающие этим заболеванием, зачастую отличаются стилем воспитания, характеризующимся несдержанностью и нарушающим взаимодействие с ребенком.

Лечение синдрома дефицита внимания

Общепринятым является положение, согласно которому лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психотерапевтические методы. Ведущим звеном в поведении детей с СДВГ является изменение поведения взрослых — родителей и учителей: замена неадаптивных подходов к своим детям на адаптивные, тренинг родительской компетентности.

Для изменения поведения детей используются методы поведенческой психотерапии, основанные на оперантном подходе. Главный принцип такой терапии — вознаграждение (материальное подкрепление) ребенка за требуемое поведение и наказание за неправильное. Мы рекомендуем говорить не столько о наказании, сколько об отсутствии поощрения, то есть не «кнут и пряник», а «пряник и отсутствие пряника».

Родители должны сформировать систему поощрений. В качестве «пряника» могут выступить походы в кафе, компьютерные игры, просмотр телепередач, карманные деньги. Безусловный фактор улучшения — создание позитивной модели отношения к ребенку. Другой крайностью по отношению к таким детям является вседозволенность, поэтому родители должны объяснять ребенку правила поведения.

СДВГ у взрослых

Синдром дефицита внимания и гиперактивности во взрослом возрасте рассматривается как следствие нарушения развития нервной системы у детей, то есть у взрослых людей впервые не появляется. Данное расстройство встречается у 2–6% взрослых в популяции.

Психология подросткового возраста: проблема буллинга

Взрослые пациенты с СДВГ отличаются нарушениями внимания, импульсивностью, эмоциональной лабильностью, низкой стрессоустойчивостью. Взрослые пациенты с СДВГ характеризуются повышенным числом несчастных случаев, перемен мест работы, разводов. Известно, что пациенты с СДВГ реже получают высшее образование, занимают более низкие профессиональные должности.