Стеснительный ребёнок. Как помочь.
Думки Виховання

Стеснительный ребёнок. Как помочь.

А у вас бывало, что ребенок весь праздник сидит на руках? Приходя в гости, ни с кем не разговаривает? В ответ на любой вопрос только посильнее утыкается носом вам в живот? Добро пожаловать в клуб мам стеснюлек.

Стесняться Поля начала лет после 2-3, когда у нее появилась определенная осознанность. Сначала я не придавала этому большого значения. Ну, стесняется и стесняется! Просто ей нужно больше времени, чтобы раззнакомиться, освоиться. Это же ребенок, в конце концов.

Стеснение стало для нас реальной проблемой, когда на горизонте замаячила школа. Даже не сама школа, а вступительные собеседования. Поля, на тот момент ей было 5 лет, вообще не разговаривала со взрослыми людьми, которые не являлись ее ближним кругом общения (папа-мама, бабушки-дедушки, тети-дяди, воспитатель в саду).

13396979_10154328464598701_2021985883_o

Однажды, мы пришли в гости к крестному. Естественно, там Полинку ждали подарки, угощения и прочие приятности. Но как крестный и его жена не пытались увлечь и разговорить нашу девочку, она была словно в каком-то звуконепроницаемом скафандре, только поглядывала на них исподлобья. В результате все оставили ее в покое и она, опять-таки, молча проигралась весь вечер новоприобретенными игрушками.

Через год нас ждало поступление в школу… Мое воображение живо рисовало картины: учитель задает вопрос, а Поля молчит, молчит, молчит… В общем, мама взялась за поиски решений. Не буду долго описывать все свои мытарства: за год я пообщались с несколькими психологами, прочла десятки статей и услышала миллион рекомендаций. Опишу здесь только самые значимые вехи на нашем пути от стеснения к открытости.

Отказ от ярлыков

Первый шаг – это перестать называть ребенка стеснительным. Вообще, желательно исключить это слово и его производные из ежедневного употребления. Дело в том, что дети всегда подсознательно стараются соответствовать родительским ожиданиям. Поэтому называя ребенка стеснительным, мы сами даем ему установку быть таким.

Не скажу, что это было легко. Каждый раз во время неловких ситуаций мне хотелось оправдываться «она просто стесняется», «Поля немного стеснительная» и т.д. Но я себя сдерживала. И сказала всем бабушкам, папе и прочим родственникам не переспрашивать ее каждый раз «о, ты что стесняешься?».

13401200_10154328465653701_1425386658_n

Вообще, я перестала ее оправдывать перед людьми или отвечать на вопросы вместо нее. Теперь я тоже поворачивалась к ней в ожидании ответа. Сначала это не приносило никакого результата. Мы просто все молчали, а от неловкости ситуации хотелось провалится сквозь землю. Но потом, в совокупности с другими способами, это начало давать результаты. Поля заговорила. Тихонько-тихонько. И глядя не в глаза собеседнику, а мне. Но все же это был шаг в правильном направлении.

Арт-терапия

Стеснение, как правило, не появляется само по себе. Оно обязательно идет в комплекте с другими особенностями характера (к примеру, боязливость, излишняя осторожность, интроверсия). И скорее всего является следствием более глубоких проблем – неуверенности в себе, боязни быть непринятым, неправильно понятым.

То есть, чтобы побороть стеснительность для начала нужно, чтобы ребенок убедился в том, что его принимают таким, какой он есть. А он – классный, самый лучший, уникальный! Об этом я сообщала Поле ежедневно с самого рождения. Но, по всей видимости, из уст мамы это не звучало так уж убедительно. А, возможно, она просто воспринимала нас – семью – как одно целое и в своей ценности внутри нее не сомневалась. Проблема была с выходом во внешний мир.

13434074_10154328466018701_1221584480_n

С принятием своей уникальности Поле очень помогли занятия арт-терапией. Мы нашли этот вид активности случайно, но в результате оказались очень довольны. На занятиях психолог с детьми рисовала их переживания и впечатления (акварелью и на огромных листах бумаги), они разыгрывали сказки, где нашим стеснюлькам приходилось громко говорить, проявлять негативные эмоции (злость, гнев) и учится отвечать на такие выпады.

После занятий ребенок всегда выходил довольный, вдохновленный и смелый. Но в течении пары часов впечатления выветривались. Нужны были средства посильнее.

Больше самостоятельности!

Большая часть психологов, с которыми я общалась, твердили мне о поддержке. И в ответ на очередное «Поддерживайте ее!», хотелось спросить: «Неужели вы думаете, что я не поддерживаю? Я уже не знаю, КАК еще ее поддержать».

И лишь одна из них предложила дать Поле больше самостоятельности. «Самостоятельность дает ребенку уверенность в собственных силах, уверенность в себе. А уверенные в себе, стеснительными не бывают», – объяснила она.

Как можно расширить границы самостоятельности пятилетнего ребенка? Возможно, мой опыт покажется экстремальным. Но наш первый эксперимент был таким – купить самой себе воду. Мы были на прогулке, я, Поля и коляска. Поля сказала, хочу пить. Я дала ей 10 грн и предложила самой сходить в супермаркет и купить воду, так как с коляской мне тяжело туда заезжать. Она немного посомневалась, но потом взяла деньги и пошла в магазин. Я естественно стояла возле выхода и ждала. Меньше чем через 10 минут мой ребенок вышел счастливый с бутылкой воды и сдачей.

13383869_10154328464368701_1497405883_oПотом мы придумывали похожие задания – купить хлеб, печенье, спросить цену чего-то. На самом деле, она до сих пор иногда теряется, когда нужно вступить в контакт с малознакомыми людьми (и иногда я думаю, что с точки зрения безопасности – это отлично!). Зато спокойно может пойти сама в школу (она находится во дворе), если ее некому отвести, спустится к соседке. В общем, вполне самостоятельный человек как для 7 лет.

Работать над собой  

На одной из наших многочисленных встреч с психологами, врач, пообщавшись с Полей и отправив ее рисовать, обратилась ко мне со словами: «Скажите, а вам комфортно общаться с малознакомыми людьми? Легко ли вы знакомитесь, поддерживаете беседу? Дети – это всегда отражение взрослых».

И меня как обухом по голове ударили. А ведь правда: для меня живой контакт с не очень близкими людьми – это всегда усилие над собой. Ну, то есть я конечно могу (и профессия журналиста обязывает), но для этого мне нужно собраться, сконцентрироваться. Бывают дни или ситуации, когда мне физически тяжело входить в контакт. И, да, если можно написать вместо позвонить, то я всегда выберу написать.

Осознав это, я, во-первых, посмотрела на Полю другими глазами. Я поняла, как ей бывает сложно в таких ситуациях, когда она совершенно не готова к общению. Во-вторых, я начала работать над собой, попыталась изменить свое отношение. Больше общаться, быть более открытой к людям и миру в целом.

Итого

13393049_10154328464658701_1415423783_n13413800_10154328465833701_785236852_nНа собеседованиях в школу Поля прекрасно себя проявила. В результате, мы поступили в три школы и имели возможность выбора. Полина выбрала школу с художественным уклоном, которая к тому же находится у нас во дворе.

За первый школьный год (полный самостоятельности!) ребенок кардинально изменился. Она поднимает руку на уроках, заводит новых друзей, полноценно общается. Конечно, нам повезло со школой и первой учительницей, которая правильно оценив ситуацию, смогла найти подход, а не забить ребенка еще больше.

Последнее достижение – Поля сама, по собственному желанию, посещает дневной лагерь в конном клубе, где коллектив меняется ежедневно и каждое утро приходится знакомится с новыми детьми и часто с новыми тренерами.

Ну, а мама… Мама продолжает работать над собой)