Воспитание без наказания: возможно ли это?
Воспитание

Воспитание без наказания: возможно ли это?

Жестокость — проявление слабости родителя и никак иначе.

Некоторые родители считают, что невозможно воспитать детей без наказаний. Есть в этом доля правды, но заключается она не в том, что наказания — эффективный способ воспитания, а в следующем: родителям не всегда хватает терпения и сил, а дети не всегда проявляют послушание.

Давайте будем честны, в каких случаях родители прибегают к наказанию?

Скорее всего, когда сталкиваются с собственным бессилием от того, что ребенок не хочет подчиняться; когда чувствуют стыд, увидев плохие отметки в дневнике. В наказаниях таится много родительского гнева, ответственность за который несут дети.

Никакие педагогические изыскания не вправе оправдывать жестокость, грубость и высокомерие по отношению к ребенку – слабого не бьют, слабому помогают. Вспомните себя малышом, что вы чувствовали, когда сильный взрослый замахивался рукой, орал, ставил в угол, отбирал любимую игрушку, гневно называя обидными словами? Ужас и страх? Нелюбовь и неприятие?

Основная задача ребенка — познавать мир, знакомится с ним и получать свой собственный опыт, именно поэтому дети не слушаются.

Я не говорю о вседозволенности ребенка, малыш должен знать об основах безопасности, о правилах поведения в обществе, а также ему необходимо понять последствия при игнорировании этих правил – возможность упасть, обжечься или кого-то обидеть.

С самого рождения ребенок поступает таким или иным образом потому, что его провоцирует естественное детское любопытство, он пробует, чтобы увидеть последствия на своем личном опыте. Что касается правил общения, ребенок должен увидеть, что его поведение может обидеть, расстроить, разозлить окружающих, что существуют свои и чужие вещи, которые нельзя без разрешения брать.

Дети не всегда понимают нас с полуслова, бывает, им нужно объяснить сотни раз одно и то же. 

Ребёнок любит сказки и яркие образы, ему проще понять ситуацию, если вместо него решает задачи незаурядный герой.

Расскажите известную сказку либо сами придумайте историю исходя из проблемы. Малыш будет сопереживать герою, перенимая его поведение в решении жизненных задач.

И если в дошкольном возрасте родители проявят творчество в воспитании ребенка, то им будет намного проще найти взаимопонимание в школьные годы.

В воспитании также используют наказание в виде «лишений», отказывая ребенку в удовольствиях: “Если не сделаешь, то не получишь”. Такое воспитание построено на применении власти. Ребенку хочется иметь выбор, а не подчиняться. Лучше строить общение в виде договоренности, чтобы даже двухлетка понимал, что кроме его желаний есть правила и потребности других людей, при этом чувствовал и к себе уважение: «Давай договоримся, сначала ты покушаешь (уберешь, поможешь), а потом пойдем гулять».

Намного поучительней, когда ребенок сам осознает последствия своего непослушания. Не спешите спасать положение, пусть он почувствует, как неприятно ходить в грязных трусиках, кушать за неубранным столом, обижать других людей. Не бегите в школу решать детские проблемы, пока ребенок сам не попросит. Говорите честно о своих чувствах, сколько бы лет не было вашему чаду: «Я волнуюсь за тебя», «Мне обидно слышать такие слова», «Мне стыдно за такое поведение», вместо привычных: “Что ты себе думаешь? Как тебе не стыдно? Ты сводишь меня с ума!”.

Если дети совершают поступки родителям назло, обманывают и мстят, значит, где-то была оборвана нить взаимопонимания. Хорошая новость в том, что ее всегда можно восстановить, для этого родителю стоит первому пойти на контакт, обсудить обиды и помириться. 

Без сомнения, воспитание требует много терпения и понимания, от этого никуда не деться, если хотите вырастить здоровую гармоничную личность.

Больше общайтесь со своим ребенком, не спешите его судить и наказывать, постарайтесь сперва услышать, понять, подсказать. Воспитание – это обучение, а не оценка результатов.

12 июля будем говорить, как строить с ребёнком доверительные отношения. Как общаться, чтобы он слышал нас, а мы понимали его?

Подробности и регистрация на лекцию Антонины Оксанич: https://www.facebook.com/events/302555166871109