Виховання Новини Освіта

Выбираем репетитора, или как не выкинуть деньги на ветер

Да, конечно, и дети, и учителя бывают очень разными. Но в большинстве случаев обстоятельства складываются таким образом, что в школе поменять ничего нельзя. Остается лишь искать пути взаимодействия. Чтобы при всем этом ребенок не остался без знаний, родители часто решают нанять репетитора. Им порой нелегко, ведь приходится сочетать «приятное с полезным». Как можно добиться этого сочетания, избежав насилия всякого рода? Давайте попробуем разобраться вместе.

Шаг 1. Поиск репетитора

Этот шаг вызывает у многих родителей немало сомнений. Как правило, они активно опрашивают всех знакомых, друзей и родителей одноклассников на тему, есть ли у них знакомый преподаватель. И это может быть отличным решением! Но не ставьте себе рамок. Вполне возможно, что к знакомому репетитору просто привыкли, а особых результатов сотрудничество с ним не дало. Расширьте горизонт поиска, почитайте сайты или объявления. Побеседуйте с теми и другими, пусть даже по телефону, и пригласите понравившегося человека на встречу.

Шаг 2. Знакомство с репетитором

Чтобы первая встреча с репетитором прошла максимально информативно, постарайтесь задать все интересующие вас вопросы. Пусть ребенок тоже присутствует на встрече. Во-первых, его знакомство с абсолютно новым человеком должно состояться не при непосредственной работе над предметом, а в неформальной обстановке. Во-вторых, он тоже должен сделать свои выводы о личности учителя. Понаблюдайте за общением: насколько искренним и открытым кажется вам репетитор? Насколько он заинтересован в своей работе? Позвольте ребенку задать все те вопросы, которые его волнуют, и обратите внимание на ответы репетитора. Выскажите ваши личные пожелания к работе, расскажите, надо ли делать паузы в работе с ребенком и как долго они могут продолжаться с тем, чтобы предотвратить нежелательную перегрузку. 

Что касается оценки подготовленности специалиста. Хороший кандидат, как правило, приходит на встречу с оригиналами или копиями документов об образовании и хочет продемонстрировать их. Если этого не случится, не стесняйтесь и спросите. Это ваше право и только лишний раз доказывает ваше желание сотрудничать с репетитором. После встречи еще раз все обдумайте и учтите при этом мнение ребенка.

Шаг 3. Профессионал или студент?

Решение очень индивидуальное. И профессионалы, и студенты бывают разные. Но постараемся все-таки привязать вопрос к вашим целям. Если задача лишь в том, чтобы выполнять вместе домашние задания, вполне может оказаться, что будет достаточно общения со студентом. Если же цель шире и вы хотите мотивировать ребенка на изучение предмета, показать ему перспективы развития в этом предмете, то лучше, видимо, отдать предпочтение успешному профессионалу. Он сможет рассказать ребенку о последних достижениях и о ярких людях в своей сфере, не только сделать уроки информативными, но и пробудить желание смотреть на предмет шире и масштабнее. 

Кроме того, профессионал в своей сфере может посоветовать дальнейшие шаги по продвижению ребенка/ Например, олимпиады, международные конкурсы, зарубежные школы и курсы. Это только миф, что учеба за рубежом платная и в целом дорогая. Во-первых, существует много зарубежных фондов, готовых финансировать обучение талантливых детей, а во-вторых, например, в Германии учеба вообще бесплатная. Платить надо только за аренду жилья. Профессионал об этом должен знать, и если он давно и хорошо работает, иметь примеры поступления в подобные учреждения своих учеников. Итак, занятия с профессионалом хороши в том случае, если вы связываете будущее ребенка с тем предметом, который преподает репетитор.

Шаг 4. Процесс обучения

Не оставляйте на самотек сотрудничество с репетитором. Контактный репетитор обязательно захочет поделиться с вами впечатлениями от учебы и общения с ребенком, сообщит, насколько далеко продвинулась работа по предмету. 

Обратите внимание на состояние ребенка после уроков. Насколько он вдохновлен или подавлен, устал или, наоборот, полон сил и энергии. Конечно же, большое влияние на это имеет мотивация ребенка к изучению предмета. А также наличие его собственного желания учиться. Если мотивация так и не появилась, а прямой цели выучить предмет нет, возможно, занятия следует приостановить.