Запреты для детей
Воспитание

Запреты для детей

Как часто вы запрещаете своим детям что-либо? Задумывались ли вы, что слово «нельзя» появляется в вашем общении с ребенком чаще, чем «можно» или «хорошо, попробуй»?

Одна из серьезных ошибок, которую допускают мамы и папы в воспитании деток – неадекватные запреты. Мы так сильно любим своих малышей, что из-за необдуманного страха не даем ребенку всесторонне развиваться. Мы боимся, что ребенок подавиться гречневой крупой или мукой, поэтому не даем ему с ней играть. Мы убеждены, если ребенок возьмет карандаш в руки, то обязательно выколет себе глаза, и ограничиваем его в рисовании лет до 3. Мы можем бояться давать малышу грызть слингобусы – вдруг он ими подавиться. Я даже встречала родителей, которые считали опасным и не гигиеничным ползание ребенка, что на самом деле является важнейшим этапом развития младенца.

Кроме того, мы также запрещаем детям то, что для нас, родителей, неудобно. Кто-то не разрешает пользоваться фломастерами, чтобы сохранить в надлежащем виде дорогие обои. Какому-то ребенку нельзя лезть в песочницу, чтобы не испачкать красивый новый костюм. Кто-то ставит запрет рисовать на плакатах, разложенных на полу, потому что придется мыть и ребенка, и полы. К сожалению, о таких абсурдных запретах среди родителей я слышала не раз.

Хотите видеть свое дитя самостоятельным и ответственным в будущем? Смело разрешайте ему познавать мир в настоящем

Считаю, слово «нельзя» родители должны адекватно взвешивать в рамках категории «опасно/вредно». Запреты не должны быть многочисленными – они делают мир ребенка маленьким и тесным. В таком мире сложно всесторонне развиваться. Малыш нуждается в экспериментах и собственных ошибках, из которых он сам будет делать определенные выводы.

Однако, чтобы в семье не царила вседозволенность, нужно пытаться воспитывать у ребенка и чувство свободы, и понимание разумных границ. Соблюсти баланс не просто, но никто и не говорил, что будет легко. Процесс воспитания в данном случае может показаться родителям тягостнее, чем в случае слова «нельзя» на каждом шагу.

Что категорически нужно запрещать?

1)      Вещи, которые несут явную угрозу жизни и здоровью ребенка. Например, нельзя брать нож, играть со спичками, совать руки в розетки, играть со стиральным порошком, баловаться вилкой, кушать много сладкого и т. п.

2)      Вещи, которые приносят вред окружающим. Именно вред, а не неудобство маме и папе. Например, ребенку нельзя драться, брать без разрешения чужие вещи, обижать животных, выхватывать из рук соседа игрушки и т. п. Такие табу жизненно необходимы для осознания ребенком базовых социальных норм и правил поведения.

3)      Вещи, перенасыщающие детей информацией. Современное поколение малышей растет в информационно избыточном пространстве. Родителям необходимо выработать собственную стратегию запретов на использование гаджетов, которые негативно влияют на психическое состояние ребенка. Установите категорические рамки на просмотр мультфильмов или игр на телефоне. Безусловно, эти рамки должны касаться всех членов семьи, а не только ее меньших представителей.

Пока ребенок на собственном опыте не попробует то, что вы называете неправильно, некрасиво или «так никто не делает», он не поймет, как устроен мир: природа, окружающие бытовые предметы, люди, животные. Например, потянуть кота за хвост и получить фидбэк в виде царапины, считаю, далеко не тот случай, чтобы запретить ребенку баловаться с пухнастым другом. Но если ситуация повторяется и во второй раз, и в третий, то тут уж без объяснений и четкого «нельзя тянуть кота за хвост» не обойтись.

Самостоятельность, уверенность в себе, ответственность за свои действия – следствие опыта, который наши дети получают на собственных ошибках, когда мы обеспечиваем им разумную свободу.

Я не пропагандирую вольное и бестолковое воспитание маленьких представителей общества. Я за естественное, насколько это возможно, познание мира малышом. Важно анализировать и принимать элементарные вещи, которые свойственны детям. Тогда количество детских запретов точно будет намного меньше. Например, если мама знает, что тянуть в рот что не попадя для малышей до года – это одна из важнейших форм изучения окружающего мира, то вряд ли она станет лихорадочно выхватывать каждую игрушку изо рта ребенка и панически кричать «Фу-фу, так нельзя!». Наблюдайте за малышом, помогайте, если просит, но не запрещайте все, что кажется вам неправильным или не красивым.

Убеждена, что детство – это и коленки, сбитые в кровь, и царапины от дворовых котов, и обрисованные стены, а может, и потолки в доме, и грязная одежда, которую приходится стирать каждый день. Детство – это постижение простейших истин жизни маленькими непоседами, накопление их собственного опыта и знаний. Для них ведь все вокруг неизведанное. А что вы вспоминаете из своего детства? Насколько яркое оно было у вас? Я вот помню, как по деревьям лазила и котов дворовых целовала. У всего этого были свои неприятные последствия порой. Но это было круто, это было весело, а главное – естественно.

Ребенок – не тепличное растение. Ребенок – непоседливый исследователь, экспериментатор и изобретатель. Дайте ему возможность самостоятельно познавать мир. Пусть он будет делать ошибки, спотыкаться, падать и снова вставать. Только так вы подготовите его ко взрослой жизни. А ведь это и есть одна из главных миссий родителей.