12 причин пойти к детскому психиатру
Здоровье

12 причин пойти к детскому психиатру

Не только в Украине, но и во всем мире в последние годы увеличилось количество детей с расстройствами психического развития. Многие родители пропускают  первые признаки отклонения от нормального развития, потому что боятся самого слова детский психиатр.

Обращение к специалисту будь то логопед, детский психолог или детский психиатр может привести к раннему выявлению проблем. В развитых странах нарушение развития выявляют в год раньше. У нас чаще всего родители обращаются в 3-4 года, когда время уже потерянно, хотя лучше это делать в полтора-два года.

Мозг у детей очень пластичен, и в раннем возрасте очень много можно сделать, так как каждый день на вес золота из-за того, что нарушение развития не лечится медикаментозно. Только правильными, воспитательными стратегиями, обучением родителей можно преодолеть проблемы.

Раннее выявление симптомов расстройства в полтора – два года позволяет закачать в «маленький компьютер» ребенка основные навыки социального поведения. В результате с возрастом проявления этих нарушений смягчаются, улучшается социальная адаптация ребенка. Если вовремя не распознать и начать работу,  проблемы сопровождают его на протяжении всей жизни. Это касается семьи, работы, отношений. Такие люди, будучи очень способными, одаренными, не реализуют себя. Если им помочь, то они могут быть очень полезными для общества.

По одному из нижеперечисленных признаков нельзя ставить диагноз, но если их несколько и это приводит к социальным проблемам, надо идти к специалисту.

На что надо обращать внимание:

Отсутствует или запаздывает развитие речи. В норме первые слова у детей появляются в год-полтора, а простые предложения- в полтора-два. Если у ребенка не так, надо идти к специалисту и искать причину.

Бывает и наоборот, когда первые слова появляются к 6-10 месяцам, а потом к полутора-двум годам исчезают, или приостанавливается развитие речи. Теряется интерес к игрушкам, книжкам, общению. Родители часто пропускают этот момент, а ведь речь у детей формируется только до 5 дет.

Особенно игры в раннем детском периоде. Нормальная игра – это стук, бросание, кусание. Аномальная игра- это кручение, вращение игрушек или предметов. Ученые открыли, что малыши до года в норме предпочитают мягкие игрушки. Дети с аутистическим спектром развития предпочитают твердые игрушки, которые выбирают сами без помощи родителей.

Игры с упорядочиванием предметов. Дети с расстройствами аутистического спектра выстраивают предметы или игрушки в цепочку или башню. В горизонтальную или вертикальную. Они делают это спонтанно. При этом обычно систематизируют их по размеру, цвету и форме (треугольники, квадраты, круги).

Отсутствие или недостаточная реакция на свое имя, человеческую речь. Симптомом аутистического расстройства может быть, когда ребенок не тянет ручки к маме, когда она хочет взять его с кроватки, не следит за родителями.

Бег или ходьба по кругу. Дети с расстройством аутистического развития периодически ходят на цыпочках, бегают по кругу, кружатся на месте или у них наблюдается маятникообразный бег туда-сюда. Тут не важна частота, потому что говорят «он делает, но редко», а важен сам факт. Надо сразу начинать искать причину, бить тревогу, потому что обычно там не только этот признак, есть и другие. У большинства детей с возрастом часть симптомов уходит, часть видоизменяется.

Манипулирование рукой взрослых. Ребенок берет руку и использует ее как инструмент, чтобы с ее помощью что-то достали, дали ему или сделали. При этом дети не используют речь и жесты. На самом деле, использование руки как инструмента – это тоже симптом аутизма в раннем возрасте, который со временем может исчезнуть.

Гримасы. Ребенок как бы прищуривается, гримасничает перед зеркалом, Чаще всего он это делает в то время, когда он находится в стрессе или расстроен.

Избирательность в еде. Это состояние, когда ребенок избегает каких-то видов продуктов, которые ему необходимы, либо по цвету, либо по текстуре, либо по запаху. Часто они не любят жесткое мясо, рыбу, не едят красные или оранжевые фрукты или овощи. Это тоже признаки аутистического спектра развития. Для их преодоления нужно ребенка вовлекать в процесс покупки, приготовления пищи, но делать все это очень постепенно.

Чрезмерная или пониженная чувствительность к громким звукам, яркому свету, резким запахам, прикосновениям. Такие малыши остро реагируют на громкие звуки, закрывают уши, нюхают предметы или еду, не любят этикетки на одежде, колючие вещи. Также дети с аутистическими расстройствами не любят мыть голову, стричь волосы и ногти.

Проблемы с общением. Такие дети не могут найти общий язык со сверстниками. На улице такой ребенок рядом с детьми, но не вместе с ними. Он наблюдает и пытается общаться, хочет познакомиться, но не знает как. Эти дети предпочитают играть с более старшими детьми, чаще с девочками, которые более терпимы, не прогоняют его, берут в группу и опекают. Либо предпочитает общаться со взрослыми, а с детьми вообще не общается.

Не проявляют интерес к игрушкам. Дети интересуются не игрушками, а неигровыми материалами: инструментами, кухонной посудой, пластиковыми бутылками, дверями, шкафами, любят кнопки, пульты, флаконы от духов, включают – выключают свет, переливают воду.

Упрямство, негативизм и сопротивление любым изменениям. Любое изменение в привычном режиме, даже небольшое, вызывает у них стресс и ухудшение психического состояния (становятся капризными, плаксивыми, возбудимыми, отказываются подчиняться). Например, при смене одежды при резких изменениях погоды или при внезапной отмене запланированных мероприятий таких как поход в кино, цирк, в гости. С таким ребенком, когда надо идти на детскую площадку, вы всегда приходится ходить по одной и той же дороге.

За помощь в подготовке статьи благодарим детского психиатра высшей категории, Вице-президент Всеукраинской Ассоциации детских психиатров, специалиста по эмоциональному воспитанию и нарушениям развития у детей Юрия Стратовича.