Чему можно научится у орангутанга Йоси. О взгляде нейропсихолога на двигательную активность ребенка
Здоров'я Думки

Чему можно научится у орангутанга Йоси. О взгляде нейропсихолога на двигательную активность ребенка

Недавно мы с семьей были в зоопарке и посетили огромный вольер с разнообразными обезьянами. Самые любимые обитатели работников зоопарка – орангутанги Магда и Йосип. Им по 3 года, но по развитию отличаются друг от друга очень сильно. Магда, девчонка, очень развита, превосходно владеет своим телом, безупречно прыгает по «лианам», используя в совершенстве, как свои ручки, так и ножки. Ее движения плавны и скоординированы.

В соседнем вольере живет Йося, которому только недавно перестали одевать памперс и у которого круглосуточная нянька. Он неуклюж и кажется неповоротливым. Йося все время кувыркается, делает березку, растяжечки, висит вниз головой. Гимнастика беспрерывная. Как будто его тело чувствует, что ему нужно, внутри него есть «внутренний механизм”, побуждающий его двигаться и активно взаимодействовать с предметами, которые его окружают.

Маленькие обезьянки много двигаются и постоянно учатся владеть своим телом, мышцами. Инстинкты у нас едины – нам надо выжить, а для этого повышать свою адаптивность к изменениям в окружающей среде.

А зачем нужна адаптивность современному ребенку и человеку? Хотя бы для того, чтобы успешно пройти все возрастные и жизненные кризисы

В воспитании своего ребенка я прикладываю уйму усилий, чтобы он много двигался. Воспитываю его так, чтобы ему интересней было погулять на улице, чем смотреть мультики. Это очень тяжело, когда твоё любимое занятие полежать на диване, помечтать и покушать пиццу. Каждый раз, когда мне этого хочется, я мысленно бью себя по лицу и напоминаю себе, что мы пришли в этот мир для созидания и любви, а не для бесцельного существования.

Очень хочу, чтобы у моего ребенка хорошо работали мозги, чтобы он был здоров и мог самостоятельно делать домашние задания, учиться, готовить себе еду. Слишком уж я ленива и мне не очень хочется его обслуживать до 25 лет.

У меня много других проектов в жизни, которые я хочу реализовать. Так вот сейчас много прикладываю усилий, чтобы в первую очередь себя воспитать много двигаться и передать уже затем своему ребенку активный образ жизни.

Это все из-за того, что моя работа заключается в том, чтобы развивать мозги детям. А их в первую очередь развивать надо через движение, тем более детей от 3 до 5 лет как минимум. И оказалось, что сейчас очень большой есть спрос на такого рода услуги.

Поэтому хочется очень много говорить про важнейшую сферу гармоничного развития ребенка – физическую сферу.

Двигаясь, мы получаем ощущения от мышц и суставов. Именно эти ощущения во всей их совокупности, а также наши реакции на них заставляют мозг развиваться. Движение играет огромную роль в становлении психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления). Раннее интеллектуальное развитие ограничивает движение ребенка и тормозит его развитие.

Двигательное развитие включает в себя: рефлексы и произвольные действия, умения сохранять позу и двигаться в определенном темпе и ритме, умение чувствовать своё тело и координировать между собой различные двигательные системы. В общем всё, что раньше дети делали с утра до вечера во дворе.

Всем советую посмотреть документальный фильм Валерия Берчуна «Обездвиженность – болезнь цивилизации». Не пожалейте 50 минут своего времени. Этот фильм настраивает наш мозг на то, чтобы мы больше двигались. Он рассказывает, что двигательная активность – это главнейшая часть нашей жизни и здоровья, имеет огромное влияние на гармоничное развитие ребенка. На примерах можно увидеть что происходит с людьми, лишенных движения, и как с помощью движения в детстве закладывается нервно-психическая сфера человека.

Мальчики и девочки всех живых существ по-разному развиваются, и мозговые структуры в разное время дозревают.

В силу своего устройства мозг ищет и находит опыт, нужный для своего развития. Поэтому очень важно прислушиваться к потребностям своего ребенка и предлагать ему те виды деятельности, которые ему нравятся больше всего.

Наши тело и психика едины. Мозг руководит нашим мышлением, речью и памятью, так же как и руководит нашими ощущениями и мышцами, внутренними органами. Психика – это метафизическая субстанция, которая объединяет весь наш организм и живет в мозгу, протекая по рекам нейронных связей. Вот поэтому мы насыщаем жизнь наших детей движением и поэтому сидение детей дома за планшетами хуже, чем бегать по паркам, прыгать на батутах, лазить по деревьям и кататься на качелях.

Автор психолог Ольга Драговоз