Что такое аутизм и как распознать его у ребенка
Думки

Что такое аутизм и как распознать его у ребенка

Однажды мальчик с расстройством аутичного спектра проходил свое ежегодное обследование у врача. Доктор пошутил о его расстройстве (у них были достаточно хорошие отношения для этого): «Даже не знаю, что с тобой такое! У тебя просто слишком много проводов!» «Нет, доктор, — ответил мальчик. — Моя проблема в том, что у моих проводов плохая изоляция». Так, очень остроумно и точно, маленький человек подобрал метафору, описывающую аутизм.

О том, что такое аутизм, как он проявляется, на что обратить внимание родителям и что им делать, какие права у аутичных детей «Промам» рассказала медицинский психолог Оксана Усенко.

Что же такое аутизм

Аутизм — это не болезнь, как принято считать в обществе. Это определенное нарушение развития, другое развитие, которое называется первазивным. Важно знать, что когда мы говорим об аутизме, то имеем в виду триаду нарушений, которая характеризует это состояние: 1. Качественные нарушения коммуникации. 2. Качественные нарушения социального взаимодействия и социальных навыков. 3. Ограниченные интересы и часто повторяющееся стереотипное поведение.

Выделяют тяжелые формы аутизма и более легкие, такие как высокофункциональный аутизм. Тяжелые формы встречаются довольно редко. Поскольку спектр симптомов аутизма очень широк и выражается у людей по-разному и в разной степени, их объединили в РАС (расстройства аутичного спектра). В своей практике я часто встречаюсь со случаями расстройства аутичного спектра, где нет всей триады нарушений.

Как проявляется аутизм

Очень важно выявить симптомы аутизма на ранних сроках и как можно раньше начать коррекционную работу.

В первые месяцы жизни аутичные симптомы выявить сложно, особенно в случае высокофункционального аутизма. Следует насторожиться, если у ребенка отсутствует или наблюдается значительная задержка комплекса оживления. В этом случае ребенок адекватно не сигнализирует матери о своем состоянии и не показывает ей, что ему необходимо взаимодействие для развития. Как следствие, родители считают, что у ребенка нет потребности во взаимодействии и не подходят к нему, не общаются. В норме малыш с двух месяцев испытывает потребность в общении.

Поэтому стоит насторожиться, если ребенок:

Слишком спокойный (индифферентный). Отсутствует гуление или оно очень слабо выраженное, не эмоциональное;

Не фиксирует взгляд. На лице матери либо зрительный контакт непродолжительный, скользящий. Зрительный контакт — основа коммуникации;

Не тянет руки к маме или близкому человеку. К примеру, когда находится у малознакомого человека на руках, или не реагирует на жест матери «иди ко мне»;

Не пытается привлечь внимание мамы плачем. Если мама встретила кого-то на прогулке и занята беседой либо долго разговаривает по телефону, при типичном развитии ребенок начинает крутиться, хныкать, вскидывать ручки вверх; если продолжать игнорирование, ребенок переходит на плачь, тем самым привлекая внимание к себе, выражая потребность в общении;

Не выражает свою радость. При виде близких людей, любимой игрушки либо в ответ на ласковое общение мамы ребенок должен активно двигать ручками-ножками;

Не адресует улыбку близкому человеку либо не улыбается в ответ на улыбку. У детей с аутизмом улыбка часто появляется вовремя. Однако она не адресована конкретному человеку, проявляется как реакция на приятные малышу сенсорные ощущения — музыка, рисунок, в ответ на тактильные ощущения;

Реагирует на эмоции других людей неадекватным образом. Плачет, когда все смеются, либо смеется, когда другому больно и лицо человека выражает боль, печаль;

Нарушен феномен привязанности. Ребенок не сопровождает мать взглядом при ее исчезновении, не расстраивается, когда мама уходит, не беспокоится, оставаясь с незнакомыми людьми. Однако часто аутичные дети, наоборот, демонстрируют тесную симбиотическую связь с матерью, ни на минуту не отпуская ее от себя.

Как правило, в 4–5 месяцев дети активно начинают интересоваться погремушками и маленькими игрушками, хватать их ручками, нажимать кнопочки, тянуть все в рот, таким образом изучая игрушки. Если ребенок не проявляет интереса к игрушкам — это серьезный повод обратить внимание на его развитие. Я рекомендую родителям ориентироваться на календарь развития ребенка и реагировать на отклонения от него, не успокаивая себя тем, что «у соседки Вали Славочка стал интересоваться игрушками в год, а пошел в полтора, и ничего». Если вы заметили отклонения в развитии, нужно сразу же приложить все усилия, чтобы обучить ребенка данному навыку.

Часто в случае более легких проявлений аутизма либо аутичного спектра родители замечают отклонения в развитии и поведении ближе к трем годам. В это время ребенок должен разговаривать и коммуницировать с другими людьми, тогда же начинает формироваться самоконтроль, регуляция поведения, проявляется принятие своего Я. Дети с аутизмом испытывают трудности в принятии себя и часто говорят о себе в третьем лице.

Итак, стоит насторожиться, если к двух-трехлетнему возрасту у ребенка наблюдаются следующие проявления:

Задержка или временный регресс речи. При этом ребенок не компенсирует отсутствие речи жестами.

Атипичное развитие речи. При первазивном (аутичном) развитии ребенок использует эхолалии (повторение только что услышанного). Например, ребенку задают вопрос, а он вместо ответа в точности его повторяет.

Присутствуют штампы в речи (использует в речи одни и те же фразы).

Есть трудности с пониманием обращенной к нему речи. В то же время ребенок может цитировать любимые стихи и сказки.

Аутичные стереотипии (стереотипные движения руками, раскачивания, хождения по кругу, хождение на цыпочках, долгие кружения вокруг своей оси).

Трудности с привыканием к горшку.

Отсутствие сюжетно-ролевой игры.

Не использует игру понарошку. Не может играть палкой в качестве ложки, например.

Необычное обращение с игрушками. Например, ребенок катает машинку, при этом его взгляд фиксируется на колесах, высаживает из машинок человечков и активно протестует, когда вы их сажаете обратно. Постоянно только разбирает игрушки и не собирает их обратно. Может долго играть шнурком, быть зацикленным на одной детали.

Подолгу наблюдает, как стирается белье в машинке, включает или выключает свет.

Имеет проблемы с эмпатией: не жалеет близких, не проявляет сочувствия к другим людям или животным, не понимает эмоций, не различает на картинках грусть, радость, плач и т.д.

Имеет проблемы с социализацией: не соблюдает очередь, не умеет делиться, не интересуется сверстниками.

Часто аутичные дети не играют в песке (бесцельно его перебирают, вместо того чтобы строить, копать), не играют в мяч.

У ребенка нет имитационной деятельности (имитация уборки, готовки и т.д.).

Отсутствует эффект толпы. Все дети побежали, заинтересованные ростовой куклой, а ваш ребенок равнодушен.

Ребенок избегает общественных мест, протестует, впадает в состояние фрустрации. Проблемы с поведением в общественных местах. Может упасть на пол, что сопровождается криками и длительными истериками.

Ребенок боится стричься, срезать ногти.

Настаивает на определенной одежде (например, не хочет снимать перчатки в помещении и т.д.) либо снимает дома с себя одежду и не хочет одеваться.

Имеет сенсорные проблемы (закрывает уши при громких звуках, не любит, когда к нему дотрагиваются, обнимают, либо, наоборот, трется подбородком о взрослого или локтем о твердые предметы. Подходит к экранам телевизоров, гаджетов и приближает глаза к экрану. Боится звуков телефона, фена).

Развитие имеет асинхронный, неравномерный характер. В каких-то сферах отстает от сверстников, а в каких-то обгоняет в развитии.

Стереотипные формы поведения: смотрит один и тот же мультик или рекламный ролик, ходит одной и той же дорогой, выполняет определенные ритуалы.

Что делать, если вы заподозрили у своего ребенка аутизм

Если вы заподозрили у ребенка аутизм или аутичный спектр, нужно без промедления записать ребенка на прием к неврологу, детскому психиатру, психологу, у которого есть опыт работы с аутичными детьми. Ни в коем случае не ждать, что ребенок перерастет проблемы, и не ориентироваться на опыт других людей, у которых «прошло само собой». От вашего раннего вмешательства будет зависеть дальнейший прогноз и успешность коррекции.

Если вашему ребенку диагностировали аутизм

В первую очередь не нужно паниковать. Следует найти психолога, коррекционного педагога и логопеда для вашего ребенка. Профессионалы выявят навыки, которые у него в дефиците, и составят программу коррекции. Ранняя коррекция дает весьма обнадеживающие результаты. Важно не перекладывать всю ответственность за развитие ребенка на психологов. Специалисты занимаются вашим малышом несколько часов в день. Остальное время он проводит с вами. В течение этого времени нужно продолжать занятия с ребенком, выполняя все рекомендации и задания специалистов. Коррекционная работа должна проводиться в тандеме со всеми специалистами и родителями, тогда результат не заставит себя ждать.

Не следует вести изолированный образ жизни. Напротив, нужно активно посещать детские площадки, ходить в гости, продолжать общение с друзьями, водить ребенка на кружки (вы можете присутствовать, если понадобится). Это все является неотъемлемой частью социализации для вашего ребенка.

Конечно, когда у ребенка обнаружили аутизм, это тяжелый удар для родителей и нелегкое испытание. Не бойтесь попросить помощи у близких людей, друзей. Если это необходимо, обратитесь к психологу за поддержкой. Нервные, стрессовые состояния родителей негативно влияют на состояние вашего ребенка, усугубляют аутичные черты.

Расстройства, похожие на аутизм

Существуют расстройства аутичного спектра, не являющиеся аутизмом, но схожие по некоторым симптомам. Поэтому специалистам крайне важно дифференцировать аутизм с другими расстройствами, похожими на него. Вот некоторые из них: СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), Синдром Ретта, Синдром Туретта, умственная отсталость, детская шизофрения, детское дезитегативное расстройство, обсессивно-компульсивный синдром

Коррекция

На сегодняшний день существует множество различных коррекционных программ, терапий. Коррекцией должны заниматься специалисты: логопеды, дефектологи, психологи. В Украине сейчас множество квалифицированных специалистов в сфере аутичных расстройств.

Одной из самых действенных считается прикладная поведенческая терапия — АВА (англ.). Часто эффективным бывает сочетание нескольких терапий. Считается, что для успешной коррекции необходимо заниматься с ребенком не менее пяти часов в день. Это могут быть не только интеллектуальные занятия, но и занятия по социализации, коммуникации, нейропсихологическая коррекция. Программа коррекции подбирается индивидуально для каждого ребенка, учитывая навыки, которые в дефиците конкретно у вашего ребенка. Важное место в коррекции данного расстройства занимает сенсорная интеграция — индивидуальная программа специальных упражнений, разработанная в соответствии с сенсорными нарушениями ребенка. Существует множество интернет-ресурсов, рассказывающих о различных терапиях и опыте других родителей в борьбе с аутизмом, а также сайтов, информирующих о расстройствах аутичного спектра с важными рекомендациями. Вот некоторые из них здесь и здесь.

Как вести себя с родителями аутичного ребенка

Самое лучшее, что вы можете сделать для родителей аутичного ребенка, — посидеть с их малышом. Пусть родители сходят в кино, ресторан или просто прогуляются вместе. Родители таких деток живут в состоянии хронического стресса и небольшой отдых от повседневных тяжелых забот, связанных с ребенком, для них очень важен.

Самое худшее, что вы можете сделать, — постоянно проявлять жалость либо критиковать. Ведите себя как раньше, продолжайте общение, зовите в гости, не изолируйте своих детей от аутичного ребенка. Общайтесь с их ребенком так же, как общались до того, как узнали об аутизме.

Спросите, что вы можете для них сделать. Может, иногда приготовить обед, зайти на почту или в магазин.

Читайте специальную литературу, чтобы понимать, что это за расстройство и как следует общаться с такими людьми. Если знать, как правильно вести себя с аутичными людьми, можно избежать многих проблем в общении и успешно взаимодействовать с ними.

Права аутичного ребенка

Ваш ребенок имеет такие же права, как и все остальные дети, в том числе на образование (как дошкольное, так и школьное), уважительное отношение к себе. Существуют варианты с инклюзивным образованием, тьютером, помощником педагога. Все эти права регулируются законом Украины, дающим вашему ребенку возможность обучаться наравне со всеми детьми в школах и посещать детские сады.

Прогнозы

При ранней коррекции прогнозы весьма обнадеживают. Большой процент людей с аутизмом имеют таланты или выдающиеся способности в одной конкретной области, в сфере своего «специального интереса». Такие люди работают с фантастической точностью. Это позволяет им успешно реализоваться в профессии. В некоторых странах Европы, например в Германии, идет борьба за сотрудника-аутиста. Как правило, это касается компаний из сферы IT-технологий либо отрасли, где могут пригодиться их специальные навыки. Например, еще в 2013 году немецкий концерн SAP заявил, что до 2020 года намерен принять на работу 650 аутистов. Это произошло после того, как SAP нанял на работу в индийском Бангалоре восемь человек с аутизмом. В результате там повысилась производительность труда и улучшился рабочий климат в коллективе.

В заключение хочется сказать, что общество нейротипичных (с типичным развитием) людей в долгу перед людьми с аутичным спектра. Такие люди платят высокую цену за свою гениальность.м.  Благодаря им мы имеем такие блага цивилизации, как электрическая лампочка, их научные открытия изменили картину мира, сыграли огромное значение для современной науки, медицины, психологии.. Ведь считается, что немало известных ученых и деятелей искусства имели расстройства аутичного спектра: Томас Эдисон, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Винсент Ван Гог… Они вносят неоценимый вклад в жизнь общества. Поэтому, стоя рядом с ребенком-аутистом, испытывая гнев либо раздражение, подумайте: может, рядом с вами — будущий Эйнштейн?