Чем играть Что читать

Родительский парадокс: чем больше игрушек появляется у детей, тем более бесполезными они становятся.

«… — Знаю, знаю, — говорит она, указывая на все эти игрушки. — У меня ничего такого не было.

Сентиментализация детства порождает множество парадоксов. Самый любопытный заключается в том, что чем больше игрушек появляется у детей, тем более бесполезными они становятся.

До конца XIX века, когда дети вносили ощутимый вклад в семейную экономику, у них вовсе не было игрушек в нашем понимании. Они играли с найденными предметами или домашней утварью (палочками, горшками, щетками). В книге «Дети за игрой» Говард Чудакофф пишет: «Некоторые историки даже утверждают, что до наших дней дети чаще всего играли не с игрушками, а с другими детьми — братьями, сестрами, кузенами и сверстниками».

Но к 1931 году, впервые в мире, администрация президента Гувера заявила, что ребенок заслуживает собственной комнаты. На конференции о детском здоровье было заявлено,что детям необходимо «место, где они могли бы играть или работать без вмешательства со стороны взрослых членов семьи». Так государственным указом администрации Президента США была внедрена идея детской комнаты.

Сразу после Второй мировой войны (именно тогда начала складываться современная концепция детства) начался игрушечный бум. В 1940 году продажи игрушек составили скромную сумму 84 миллиона долларов. В книге «Родительство, Inc.» (2008) Памела Пол пишет, что производство игрушек «для детей с рождения до двух лет» ежегодно превышает 700 миллионов долларов.

Такие океаны изобилия породили неожиданные последствия. В книге «Плот Гека» Стивен Минц пишет, что до XX века игрушки были социальными по природе — канаты для прыжков, мраморные камешки, воздушные змеи, мячики. «Современные же игрушки порождают одиночество, не свойственное детству до XX века».

Кроме того, пишет Минц, «отличительной особенностью жизни современной молодежи является то, что они проводят в одиночестве гораздо больше времени, чем их предшественники».

Они растут в небольших семьях, зачастую будучи единственным ребенком, у них гораздо чаще есть собственные комнаты, они живут в больших домах, что меняет архитектуру их жизни и общения с другими членами семьи.

Они живут в цивилизации пригородов и городов, где по соображениям безопасности невозможно гулять на улице. Соседи и друзья оказываются гораздо дальше от них, чем раньше.

Эта изоляция детей тяжким грузом ложится на плечи — и детей, и родителей. Это приводит к печальному и совершенно непредусмотренному результату — порочному кругу, из которого нет выхода.

Дети одиноки и пассивны. Забавно осознавать, что одной из причин этого порочного круга является, в том числе, наше изменившееся отношение к детскии игрушкам, долгосрочные последствия которого пока неочевидны»

Дженнифер Сениор Родительский парадокс. Море радости в океане проблем. Как быть счастливым на все 100, когда у тебя дети

Автор: Елена Коновалова