Безопасность: без страшилок и нотаций
Важливо знати

Безопасность: без страшилок и нотаций

Чем старше ребенок, тем меньше мы ходим за ним по пятам, но тем больше беспокоимся о его безопасности: справится ли, оставшись дома один, не натворит ли чего? Что будет делать, повстречав навязчивого незнакомца на прогулке или по дороге в школу? Будет ли осторожно переходить дорогу или же уставится в телефон и побежит? Иногда воображение начинает рисовать жуткие картины, и мы спешим в очередной раз напомнить чаду об очень важных вещах — правилах безопасного поведения — в надежде, что будем услышаны. Но бывает,  что вместо действенных советов дети слышат запугивания и нотации. О том, какие ошибки чаще всего допускают родители при обучении детей безопасности, рассказывает Анна Носач, тренер-консультант по детской безопасности.

Однажды я прочитала историю девушки о том, как ее мама хотела поговорить об опасных незнакомцах. Она рассказала своей девятилетней дочери ужастик о девочке, которая пошла в гости к чужому мужчине, а он разрубил ее на части и выбросил их в мусорный бак. Все это звучит жутко даже для взрослого… По словам девушки, тогда она не сделала никаких правильных выводов, чего ожидала мама. Урок безопасности не был усвоен, а ребенок в ее лице «получил психотравму и нажил первый невроз». Иногда без соблюдения определенных принципов все попытки сообщить о важных правилах могут потерпеть крах. Вот вам пример с тренингов безопасности.

Я часто встречаю детей, которые в свои 6–7 лет рассказывают, как злые чужаки крадут детей «на органы» (кстати, это миф), но эти же дети не в курсе, как ответить приятной незнакомой женщине, обратившейся к ним с просьбой.

Согласитесь, не очень полезный набор знаний для реальной жизни, правда? Наша с вами задача — исправить эту ситуацию. Итак, говорим с ребенком о безопасности так, чтобы это было полезно и эффективно, и не допускаем типичных ошибок.

Ошибка №1. Страшилки
В момент, когда страшно, неокортекс (рациональный отдел мозга, отвечающий, среди всего прочего, и за обучение) практически отключается и включается мозг «рептильный», отвечающий за выживание. Ребенок в такие моменты может замирать или, наоборот, суетиться, но никак не будет способен слушать, воспринимать, делать выводы. Вместо страшилок в стиле «придет серенький волчок и укусит за бочок» лучше расспросите ребенка, как бы он действовал в определенной ситуации и почему. Дополните его идеи несколькими подсказками. Беседа должна проходить в безопасной для ребенка обстановке. Он должен понимать, что не столкнется сейчас с запугиванием, обвинениями, негативной оценкой. От вас зависит то, о чем вспомнит ребенок в критической ситуации.

Ошибка №2. Нельзя, запрещено, никогда
Все дети, которых я встречаю, знают правило «не уходи с незнакомцем». Не знают они только, что с этим правилом делать, когда они такого незнакомца встречают. Почитайте классические сборники правил безопасности для детей — и увидите, что они практически не обучают, а только запрещают. И как же тогда понять, что делать?
Исправляем ошибку: прямо сейчас сделайте паузу и вспомните, что вы обычно запрещаете ребенку?
80% этих запретов можно переформулировать в разрешение с небольшим ограничением. Не качайся стоя на качелях — качайся сидя.
Вот несколько примеров запретов. Попробуйте переформулировать их: не перебегай дорогу, не дерись с братом, не играй с опасными предметами, не гуляй на улице после наступления темноты, не заходи с незнакомцем в лифт. Получилось? Отлично, теперь попробуйте продолжать в таком стиле общение с вашим ребенком.
А вот слово «нельзя» в разговоре с ребенком употребляйте редко — только тогда, когда действительно существует опасность для жизни или здоровья, и по поводу тех действий, которые запрещены всегда, иначе в какой-то момент это слово перестанет восприниматься всерьез. Например: «Нельзя совать шпильку в розетку!» и «Не нужно прыгать по лужам в праздничном костюме» (ведь бывают моменты, когда по лужам прыгать можно).

Ошибка №3. Нотации
Многие родители ошибочно полагают, что о серьезной теме нужно говорить с соответствующим выражением лица и интонацией, усаживают перед собой ребенка и начинают поучительный рассказ. Но согласитесь, если кто-то дает нам совет, когда мы не спрашивали, то в большинстве случаев нам это не нравится, даже если человек говорит что-то полезное. И вспомните себя, когда родители затевали пятиминутку важных наставлений. Мозг будто специально отключался или же включалась защитная реакция.

Никто не любит поучений, зато все любят, когда весело и интересно.

Дети учатся через игру. Посмотрите на мир природы: многие животные учатся охотиться именно в игре со сверстниками. Став участником игры, ребенок не находится под давлением необходимости «выучить что-то хорошо», он стремится к победе, а значит, старается сделать все максимально хорошо и так, чтобы ему и окружающим было интересно.

Вот несколько идей, как сделать беседу о безопасности увлекательной.
Учимся с игрушками. Возьмите несколько игрушек и распределите роли. Придумайте игру, где один игрушечный герой, например, балуется со спичками, играет с мячом у дороги или, не предупредив родителей, уходит с площадки, а другой успевает его спасти и дать мудрые советы. Выбирайте сюжеты, актуальные для вашей семьи.
Игра «Волшебник знает все». Дайте ребенку какой-нибудь артефакт (колпак, «волшебную палочку», медальку) и скажите, что с ним человек может предвидеть будущее. Расскажите начало истории о мальчике или девочке, подобрав ту тему, которая вас беспокоит, не делая героем истории вашего ребенка. Например, одна девочка, каждый раз отправляясь на прогулку, находила новых знакомых и всегда хвасталась своим дорогим смартфоном, рассказывала, где она живет и что уже самостоятельная и часто остается дома одна. Предложите ребенку придумать продолжение истории. Потом обсудите, как вел бы себя он сам в такой ситуации, и что он может посоветовать героине истории. Такое дружеское изучение правил в игровой атмосфере убережет вас от еще одной ошибки.
Моделирование ситуации. Это нечто наподобие небольшой сценки с импровизацией. Предложите ребенку показать, как он будет действовать в той или иной ситуации (потерялся, столкнулся с навязчивым незнакомцем, нуждается в помощи окружающих). Распределите роли между членами семьи, играйте, обсуждайте. Меняйтесь ролями, чтобы продемонстрировать разные возможности решения ситуации. Это прекрасный досуг, который оценит ребенок, и такие игры отлично запоминаются.

Итак, обучение безопасности — это серьезно, но стоит помнить, что дети учатся охотно в располагающей дружественной атмосфере. Теперь вы знаете, как ее создать.

 

Основательница школы детской безопасности LifeSchool
Психолог, тренер-консультант по детской безопасности.
Facebook