Как превратить экран в полезный?
Думки Що дивтись

Как превратить экран в полезный?

Признаюсь, меня долго мучал вопрос, когда же и сколько мультфильмов можно показывать своему ребенку. Каждая мама поступает по-своему и одной точки зрения не существует, поэтому я решила искать ответ у специалистов. Вселенная услышала меня и свела с педагогом, руководителем Студий анимационной педагогики Марией Красной.

Анимационная педагогика ставит перед собой задачу превратить агрессивный экран в развивающий. О том, как это сделать, я и расспросила Марию.

kids-watching-tv

Когда можно «сажать» ребенка перед экраном?

Какое страшное слово «сажать». Сажают растения, беспомощных людей или преступников. В любом случае этот образ ясно и ярко отражает положение ребенка под экраном. Ребенка заложника, жертвы, объекта. Скажите — в каком возрасте актуально такое отношение к человеку? Мне в моем — тоже не нужно! Сажать для того, чтобы высвободиться от общения — вообще никогда. Но вы очень точно заострили суть вопроса!

Каюсь за формулировку вопроса, а с какого возраста ребенок может можно смотреть мультфильмы?

Использовать экран как вспомогательный ресурс, инструмент в развитии лучше после 3-х лет, а то и ближе к 4-м. До 3-х лет лучшее, что мы можем дать ребенку в плане развития – это иллюстрации, диафильмы и, главное, – живой мир. Природа  — безграничный ресурс для освоения всего: фактур, оттенков, счета, эмоций, отношений.  В природе можно найти поддержку всему, что для вас актуально. Присмотритесь, дети подскажут, они ближе и внимательнее.  У них еще в самом разгаре эпоха называния. И пока они сами строят образ — не стоит подменять его чужими!!!

5328_original

А в чем преимущество диафильмов перед мультфильмами?

Быстрая смена видеоряда в мультфильмах наносит вред мозгу ребенку в раннем возрасте. Поэтому, после картинок, диафильм – идеальный формат статичных картинок, связанных в единую историю. Диафильмы – это чудо, это ожившая, с помощью луча света на экране, сказка, это замечательный вариант «первого экрана».  Показывая ребенку диафильм, родитель развивает у него речь, образное мышление и фантазию. Ни с одним развивающим мультфильмом нельзя добиться  такого эффекта.

В идеале, смотреть диафильмы лучше с помощью настоящего диапроектора. Но если не получится, современная версия – видеопроектор и  ноутбук, справятся с этой задачей не хуже. В интернете не сложно найти оцифрованные диафильмы.

o-PARENT-AND-TODDLER-WATCHING-TV-facebook

Какая роль родителя во время просмотра ребенком мультфильма?

Нельзя оставлять ребенка один на один с экраном. Нужно общаться. Задавать вопросы (зараннее готовиться, придумывать…) обыгрывать, обсуждать, быть с ребенком!

Взрослый нужен ребенку, чтобы помочь построить картину мира. Поэтому, ребенку важно осваивать материал вместе с родителями, с чтением, рассматриванием, перечитыванием. Это очень серьезная и значительная практика.

Важно, долго-долго, и важно знать, что вы показываете детям, а потом еще попробовать отражать просмотренное в игре и творчестве. Не надо много! Пусть будет одна сказка. Пусть будет и в книге, и в аудио, и в вариантах, и с повторами — ее же потом в диафильм, потом в мультфильм,  и в игру, и в цитирование, и в песенки, и рисовать.

Такая проработка учит перевариванию. Мы уже отлично знаем, как устроено здоровое питание для тела. Но так же и с психикой — современные дети перекормлены информацией и впечатлениями, но часто лишены переваривания и усвоения. Сами понимаете, как это  бесполезно. 

Children watching Shocking Television Programming

Что не надо показывать ребенку?

В первую очередь — все безвкусное! Неэстетичные уроды, кастрированные сюжеты, электронная музыка. Также, сериалы — это сразу привыкание, зависимость. Отбирайте, ограничивайте серии, разбавляйте альтернативными фильмами.

Когда начала смотреть мультфильмы ваша дочь?

Как я говорю — так я и поступаю. Сегодня Мусе 11 лет. Но мы долго читали, гуляли, пели, рисовали, коз пасли. Ближе к 4 попросилась в сад. Первый мульт был, кажется, 2 веселых гуся — я с песен начинала. Сейчас смотрит и Чаплина, и Раневскую, и Параджанова, и Индиану Джонса, и 2 капитанов.  Она смотрит с повторами, я стараюсь подбирать версии экранизации хорошей литературы — только после чтения. Потом обыгрываем прочитанное:  например, 37 параллель (Дети капитана Гранта), необитаемый остров (Робинзон Крузо), пещеру (Приключения Тома Сойера), плот (Гекльберри Финн).  И только после этого смотрим экранизацию… У нас никогда не было телевизора.

girl watching television

girl watching television

Маша описала идеальный сценарий развития отношений с экраном. Умение дозировать экран, прорабатывать увиденное, играть с ребенком, налаживать творческий процесс  –  это большая работа над собой. Я вряд ли смогу следовать этому сценарию, и точно не готова отказаться от мультфильмов до 3-4 лет. Зато я сделала для себя следующие важные выводы-ориентиры:

  1. Меньше экрана, качественнее проработка увиденного. Не перегружать информацией и выбирать мультфильмы по возрасту.
  2. Не оставлять своего детеныша (год и семь) наедине с экраном. Рассказывать ему о том, что происходит на экране, задавать вопросы, а после просмотра проигрывать в жизни (искать увиденное в настоящем миру, рисовать, лепить, проигрывать сюжет и т.д.).
  3. Дать мужу задание приобрести видеопроектор или найти на блошином рынке диапроектор. Я вспомнила, какое это было для меня волшебство – просмотр диафильмов, и я на 100% уверена, что Егорке это тоже понравится.
  4. Сущность или счастье человека – созидать, а не быть потребителем и «функционировать» в готовом мире. Чем больше готового продукта мы предлагаем ребенку, тем чаще мы лишаем его времени и возможности сотворить что-то самому, задействовав фантазию, приобщить к творчеству, развить мышление. Поэтому, если экрана в жизни ребенка много, то родитель обязан компенсировать негативное действие экрана – готового зрительного продукта –  занятиями, вовлекающими умственные и творческие способности ребенка. Книги, диафильмы заставляют ребенка творить образ самостоятельно, становиться соучастником процесса.

Помимо занятий в студиях анимационной педагогики, раз в год Мария Красная раз в год организовывает семейные творческие лагеря в странах СНГ.  Они сочетают в себе отдых и творчество, обучение и общение. В этом году украинская смена пройдет в Яблунице, Карпатах. Более подробно о лагере читайте здесь.