Важливо знати Думки

Критическое мышление: почему важна интеллектуальная поддержка

Критическое мышление поможет ребенку выставлять ориентиры в огромном потоке информации, видеть ценность того или иного источника, поможет находить свои «метки доверия».

Всерьез задумываюсь о том, что в современном мире у детей в первую очередь необходимо воспитывать критическое мышление. Имею в виду интеллектуальную составляющую. Чувства, ощущения, физическое развитие со счетов не снимаем. Они мега важны. Но поскольку у меня старшая дочь идет осенью в первый класс, то я очень много думаю о том, как могу ей помочь с нашей несовершенной системой образования.

Критическое мышление поможет ребенку выставлять ориентиры в огромном потоке информации, видеть ценность того или иного источника, поможет находить свои «метки доверия».

И эту работу, никто кроме родителей, сделать не может. Она кропотливая, требующая систематичности и наличия критического мышления у самих родителей. Как минимум.

Хочу привести пример, как я это вижу для возраста 6 лет. Здесь уместно провести параллель со статьей на тему чрезмерного употребления родителями поддерживающих фраз типа «Молодец». Эта привычка как раз и вносит львиную долю дезориентации в критическом мышление ребенка.

Здесь я вижу, что мы, родители часто путаем эмоциональную поддержку с интеллектуальной. Эмоциональная должна быть всегда и должна быть безусловной. То есть, мы в любом случае сами чувствуем и транслируем ребенку любовь и восхищение его действиями. И при этом отдаем себе отчет, что это чувства.

Если же мы намерены помочь ребенку в воспитании критического мышления, мы отдаем себе отчет, что переключаемся в интеллектуальную сферу и должны уметь эту сферу включить в ребенке. Это могут быть какие-то условные фразы типа: «Давай поговорим!», «Давай порассуждаем!» или «Давай по-очереди будем говорить мысли!»

Берем за основу любой творческий акт ребенка — рисунок, лепка из пластилина, шедевр из конструктора, всевозможные аппликации и поделки. Лишь бы это было то, что ребенок сделал с удовольствием. Говорим ключевую фразу (вашу ритуальную), переключающую ребенка на размышления и начинаем общение.

Вот несколько примерных фраз, которые использую я:

— О чем ты думала, когда это рисовала (может, ты что-то вспоминала?)
— Что в этом рисунке тебе удалось лучше всего.
— А что было бы, если вот это поменять на другой цвет, а если что-то убрать, а если добавить?
— Что чувствует это деревце, о чем оно думает?
— О чем был бы этот рисунок, если бы в траве кто-то спрятался?
— Как этот цвет хорошо подходит к эмоции удивления,а давай-ка ее изобразим на лице, ну что, похоже на настроение рисунка?

И так далее..

Все зависит от вашей фантазии и умения вести диалог, вашего чувствования ребенка, и конечно же, его готовности обговаривать свое творчество. И это все вместо «Молодец!», как бы искренне оно ни было сказано.

В случае, когда у меня объективно нет времени вести беседы, а ребенок подошел со своим творением и ждет моей реакции, то я предпочитаю описать чувства, которые у меня вызывает его шедевр и отметить какую-то особенность именно этого рисунка.

Например: «Мне нравится, что здесь очень четко прорисованы контуры ежика и он выглядит очень добрым», «Когда смотрю на этот рисунок, у меня сразу улучшается настроение. Вижу, что ты над ним хорошо поработала» или что-то в этом роде.

Таким образом, приучаю ребенка, что по любому вопросу у него может быть свое мнение и формирую привычку его высказывать. А чтобы это мнение формировалось, мы учимся рассматривать детали и обсуждать их.

В конце хочу привести цитату из статьи, которая вдохновила меня на этот пост:
«Родитель должен помочь своему ребенку научиться критическому мышлению. Не воспринимать чужие стереотипы, поддавать сомнению, анализу происходящее вокруг, вдумчиво относиться и к тому, что делаешь, к тому, что делают другие люди. Искать причины. Рефлексировать. Пытаться осознать себя в действии, в том, что происходит. Иногда останавливать действие, переходить в рефлексивную позицию и наблюдать. Почему мама говорит такое, почему прохожий так себя ведет. Осознанно действовать и критически мыслить». Статью можно почитать здесь.