Семь лет назад я работала школьным психологом. Помню, переживала, когда слышала от детей: «Я не пойду к психологу — со мной все нормально» или «Я и так здоров». Хорошо помню и перепуганные глаза мам и пап, когда после родительского собрания просила их зайти ко мне. Тогда складывалось ощущение, что меня путают с психиатром и боятся, что буду выписывать справки с диагнозами.
Радует, что сейчас психолог вызывает меньше тревоги и напряжения. Но для того, чтобы понять, чем занимается психолог в школе, уместно разобраться в таких понятиях, как «психиатр», «психотерапевт», «психолог».
Чем отличаются психолог, психиатр и психотерапевт?
ПСИХИАТР — врач с высшим медицинским образованием. Лечит тяжелые формы психического расстройства — психозы (шизофрения, биполярное расстройство и многое другое). В своей работе использует медикаментозное лечение.
ПСИХОТЕРАПЕВТ — врач с высшим медицинским образованием. Лечит более легкие формы психического расстройства — неврозы (депрессия, страхи, тревога). Помимо медикаментозного лечения использует в своей практике психотерапевтические методы лечения без использования препаратов.
МЕДИЦИНСКИЙ ПСИХОЛОГ — специалист с высшим психологическим образованием, не обязательно медицинским. Часто работает в больницах и других лечебных заведениях. Занимается диагностикой, консультативной деятельностью и долгосрочной работой с пациентами, используя психологические методы лечения. Не назначает медикаментозное лечение.
ПСИХОЛОГ — специалист с высшим психологическим образованием. Не имеет отношения к медицине. Работает со здоровыми людьми, которые столкнулись с жизненными трудностями или кризисами. Не назначает медикаментозное лечение. Иногда может работать с больным, который находится под наблюдением психиатра.
Зачем нужен школьный психолог?
Чем именно должен заниматься психолог в школе, часто не понимают не только родители, но и сам педагогический коллектив. Я думаю, каждый школьный психолог сталкивался с ситуацией, когда учитель приводил к нему «непослушного» ученика с ожиданиями, что он в кратчайшие сроки сделает из «хулигана» послушного, спокойного и примерного ученика.
Что же входит в компетенцию школьного психолога:
- диагностика;
- просветительская деятельность (объяснять, что такое психология, зачем нужна, чем конкретно занимаются на уроках психологии);
- рекомендации педагогам касательно формирования учебного процесса, учитывая индивидуальные особенности ребенка или класса в целом;
- рекомендации ученикам по результатам тестирования или по их индивидуальному запросу;
- консультативная работа по запросу школьников;
- рекомендации родителям;
- информационная работа — информировать родителей и учителей о психологических особенностях детей разного возраста;
- профориентационная работа — исследование способностей школьников;
- тренинговая работа — групповая работа по раскрытию внутреннего потенциала, саморазвитию, пониманию себя.
Есть много обидных стереотипов о психологах в школе, которые часто формируют сами же учителя. Вот некоторые из них:
- психологи в школах ничем не заняты;
- ничего не умеют толкового и полезного;
- если есть проблемные ученики — это ответственность только психолога;
- школьными психологами работают только молодые девушки после института, а потом уходят в декрет.
Мне очень хочется встать на защиту школьных психологов, которых часто бросают в школу без какой либо поддержки и разъяснения их зоны ответственности.
Иногда молодые специалисты не имеют элементарных методик и прочих материалов для работы.
Даже личный кабинет есть не у всех и считается скорее роскошью, чем необходимостью. Я, например, все два года своей школьной карьеры просидела в музее войны и каждый раз перед 9 мая получала от директора приказ вынести все свои вещи оттуда.
Кто несет ответственность за психологическое здоровье школьников?
Но давайте вернемся к тем самым проблемным ученикам и разберем, почему не всегда это зона ответственности только школьного психолога. Начнем с того, что поведение ребенка, которое может быть нестабильным, с проявлениями недопустимых социальных форм, часто — более глубинная проблема, чем просто нежелание вести себя спокойно, послушно, правильно.
У таких детей бывают сложности в семье, с друзьями, внутренние конфликты. Иногда серьезные неврозы появляются после воздействия на такого ребенка извне. На лечение такого ребенка может потребоваться длительное время, и тогда этим должен заниматься психолог, который прошел специальную подготовку. Школьный психолог такой подготовки может не иметь, и это не входит в его обязанности.
С какими вопросами нужно обращаться к детскому психологу
Родителей часто интересует, почему, имея школьного психолога, надо идти к другому специалисту и платить деньги. Очень радует, когда на приеме родители говорят: «Нас к вам направил школьный психолог». Тогда становится понятно, что человек точно понимает, чем он занимается в школе, и свой уровень ответственности.
Бывает, родители сомневаются в уместности своих вопросов. Этого не нужно бояться. Возможно, в процессе общения с психологом у вас возникнут новые вопросы — не менее важные, чем те, которые тревожили вас раньше. Конечно, дети меняются, и запросы родителей, да и самих детей, тоже меняются.
Сейчас очень много родителей обращаются к психологу с такими трудностями:
- компьютерная зависимость;
- ребенок (чаще подросток) ничего не хочет, нет интереса в жизни;
- плохо учится;
- как ребенку пережить смерть близкого человека;
- вопросы профориентации;
- сложные взаимоотношения в семье и со сверстниками;
- как ребенку пережить развод родителей;
- энурез/энкопрез;
- чрезмерная обидчивость ребенка;
- ребенок плохо ест.
Важно сказать, что нет какого-то определенного списка вопросов и сложностей, с которыми можно приходить к психологу. Все индивидуально. Дети разные, и случаи их тоже разные.
Бывает, родители хотят скорректировать свои отношения с ребенком. Мы встречаемся, допустим, раз в месяц, обсудить некоторые сложности, и ребенка я даже не вижу при этом. Иногда дети приходят домой и рассказывают родителям, чем занимались у психолога. И часто родителям непонятно, что же такого волшебного делает психолог, что ребенку становится легче.